Парные согласные З-С
учебно-методический материал по логопедии на тему

Материал "Парные согласные З-С" представлен в виде практичеких заданий от простого к сложному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_z-s.odt73.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ  З — С

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь спинами»

II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

Перед вами картинки, посмотрите внимательно и выявите общую закономерность в этих словах (начало со звуком З, а конец у слов звук С)

(зонт, забор, кактус, автобус, компас, заяц, зима, глобус, ананас)

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков З-С.

Произнесите звуки [з] и [с]. Губы в улыбке, зубы сближены и расстояние между зубами 3-5 мм, кончик языка упирается в нижние зубы.  Назовите отличие этих звуков.

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [з]. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук [с] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

Вывод: что [з] звонкий звук, а [с] глухой”.

Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

 

«Послушайте слова и назови первый звук»

«Послушайте слова и назови первый звук»

Стул, зонт, сад, салат, салют, самовар, сапоги, самовар, сахар, столб, сом, сыр, земля, спорт, слова, столб, столовая, столяр, солнце, стол, сосна, спасибо

«Прочитайте и повторите слоги»

«Прочитайте и повторите слоги»

- За-са

зо-со

зы-сы

зу-су

са-за

со-зо

сы-зы

су-зу

за-са

зы-сы

су-зо

зе-си

зё-сё

зи-зю

- за-са-за

са-за-са

ся-зя-ся

за-ся-зя

зи-си-зи

си-зи-си

зо-со-зо

зо-су-зе

за-со-си

- аза-аса-аза

осу-озу-осу

азы-асы-азы

асы-азы-асы

изы-исы-изы

ези-еси-ези

«Послушайте слоги и запишите их»

«Послушайте слоги и запишите их»

- зя-ся

сё-зё

зи-си

зе-се

ся-зя

сё-зё

си-зи

се-зе

- су-зу-су

зу-су-зу

зы-сы-зы

са-за-са

ся-зя-ся

зе-се-зе

со-зо-со

- узу-усу-узу

узы-усы-узы

ясы-язы-ясы

аза-аса-аза

узе-усе-узе

осо-озо-осо

езу-есу-езу

«Послушайте слова и определите их место»

Послушайте слова и определите место звука с и з

- Гроза, сок, зонт, зуб, зебра, зеркало, сталь, звон, пустой, сытый, забота, суровый, зима, друзья, арбузы, восемь, пузырь, василёк, пузырёк, нарцисс, магазин, кислый, поднос, квас, парус, звонкий, паровоз,  глобус; - автобус, зонт, азбука, столб, троллейбус, абрикос, гнездо, гвоздика, козлёнок, самосвал, скакалка, рассказ, ласточка, столб, спорт,  звонок, коза

«Сравните пары слов по звучанию»

«Сравните пары слов по звучанию»

Зоя — соя

зуб — суп

зуд — суд

Роза — роса

коза — коса

зайка — сайка

Захар — сахар

Лиза — лиса

везло — весло

«Вставьте пропущенный слог в словах»

а) Закончите и запишите слово, добавляя слоги с согл. «с» и «з»;

б) Закончите и запишите слово, добавив слоги: за или са

в) Закончите и запишите слово, добавив слоги: зы или сы

а) Ли - …

ли - …

ко - …..

мимо - …

но -…

ва - ….

ро -….

моро -…

воло - ...

поло - …

б) ли...

Ли …

ко...

мимо...

...пог

...мок

…хар

...жег

...бота

...гадка

...поги

...веса

пи...тель

вя...ли

пи...ла

ли...ла

в) но...

ва...

ро...

Воло...

моро...

стреко...

Зано...

занаве...

капри...

на...вать

на...пать

по...пать

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) Напишите в словах буквы «с» или «з»

б) Вставьте пропущенные буквы «С» или «З»  в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово;

в) Вместо точек вставьте пропущенные буквы «С» или «З».

г) Вставьте пропущенные букву с или з. В скобках напишите проверочное слово

д)  Вставьте пропущенные букву с или з.

а) Хво…т, …ливы, …абор, …вонок, па…тух, мага…ин, по…адил, ку…нец, гу…и, елень, уго…тил, за…охнуть, но…ы, моро…ы, арбу…ы, автобу…ы, …ебра, …такан, …ливы, капу…та, гне…до, … акон, … ладкий, ...доровье, ...оловей, ...драв...твуй,

б) …еркало, ва…елин, ва…илёк, пу…ырёк, берё…ы, вы…тавка, …текло, коля…ка, кра…ота, обе…ьяна, …умочка, …оловей, …ве…да, …па…ибо, …а…венел, …а…найка, на…о…ы, …о…на, …о…тавить, …ано…а

в) Погляди –ка, погляди-ка, что за кра…ный огонёк?

Это дикая гво…дика новый пра…днует денёк.

…имним утром от моро…а на …аре звенят берё…ы.

Все берё…ы - …еркала из …елёного …текла.

Белка пе…енки поёт да орешки в…ё гры…ёт,

А орешки не про…тые  в…е  …корлупки …олотые.

г) Образец: у...кий (узенький)

Кра...ка, тру..., зака..., дер...кий, бли...ко, бере...ка, овё..., гла..., вку..., водола..., автобу..., троллейбу..., сколь...кий, ни...ко, повя...ка, свя...ка  

д)

- На...тупила ...има. Были ...ильные моро...ы. ...ина в...яла ...анки и пошла на горку. Она катала...ь на ...анках ... горки. За ней бегала ...обака Тре...ор. Не боится ...ина моро...а.

- В ...аду берё...ка. Берё...ка была ...ухая. На берё...ке гне...до ...яблика, ...яблик та...кал в гне...до ли...тики.

«Измените слово по образцу»

а) К данным словам присоедините приставку за. Назовите и напишите получившиеся слова;

б) Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный. Слова запишите:

Образец: вяз — вязы, лес — леса

в) Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный. Слова запишите:

Образец: низко — низок, коляска — колясочка

а) Образец: нести — занести

вязать, светить, нести, возить, носить, стелить, солить, сорить, просить.

б) Глаз - …        

Пояс - ...        

Насос - …

Занос - ...

Нос - ...        

Арбуз - ...        

Водолаз - ...        

Трус - …

Мороз - ...        

Груз - ...        

Вкус - ...        

Шлюз - ..

Овёс - ...        

Компас - ...        

Обоз - ...        

Воз - ...

Грязь - ...        

Заказ - ...        

Автобус -         

в) Низко - ...        

Сказка - …        

Замазка - ...        

Стамеска - ...

Узкий - ...        

Берёзка - ...        

Повязка - ...        

Просьба - ...

Близко - ...        

Коляска - ...        

Краска - ...        

Дерзкий - ...

Скользко - ...        

Указка - ...        

Маска - ...        

Редиска - ...

«Запишите слова в три колонки»

Прослушайте  слова и запишите в три колонки: с букво з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з с — в третью:

Санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засада.

«Прослушайте загадки»

«Отгадайте загадки»

- Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала. (Лиса)

-Если б нос был просто носом,
Я б не мучился вопросом:
Если нос — огромный рог,
Кто тогда я ? (Носорог)

- Серый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь! 
Он ушами мух гоняет, 
Носом воду набирает. (Слон)

- Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

- Снежные шапки наденут дома,
Как только вернётся на землю ... (зима).

- Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолёт)

- Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

- У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

- В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

- Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинка)

- Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)

- Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки (Роза)

«Составьте предложения из словосочетаний»

«Составьте предложения из словосочетаний»

серая сова;

звери в лесу;

весёлый смех;

зимняя спячка;

знойный день;

синий самокат;

звонкая песня;

срочные письма;

старый галстук;

звонкие голоса;

озеро замёрзло;

высокие заборы;

полосатая зебра;

интресеная игра;

сторожевая собака;

шерстяные носки;

морозный воздух;

знойная пустыня;

загорелые спины;

вернулись домой;

заботливая сестра,  

морозный воздух;

раскалённый песок;

«Составьте предложения из слов»

Составьте и запишите предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла.

Взяла, зайца, собака, след.

В, стог, змея, сена, уползла.

На, засверкала, кустах, роса.

За, собака, гналась, зайцем.

Звонко, в, запел, саду, соловей.

Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.

Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз.

Света, и, собирали, Зина, смородину, Лиза, и, землянику.

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

Вставь в предложения предлоги — С, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА

Зайка выглядывает ____ куста

Дети сидят ___ партой

Посуду убрали ___ стола

Синица слетела ___ ветки

Дети встали ___ стола

Лиса следит __ зайцем

«Закончите предложение»

а) Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу;

б) Закончите стихотворения вставляя нужные по смыслу слова со звуками «с» и «з» в начале слова.

в) Вставьте в предложения подходящее по смыслу слова

а) Утром на траве …

Расцвела пышная … /роза – роса/;

У Зои разболелся коренной …

Бабушка сварила вкусный …  /зуб-суп/;

У Зины красивая, пышная …

В огород забрела …  /коса – коза/;

Огурцы надо … рассолом

На зиму огурцы надо … /залить – солить/;

Не надо … собаку

Остатки воды можно … /злить – слить/;

б) В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс …,

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … ,

Целый день он спать не прочь, но, едва наступит ночь,

Запоёт его смычок. Музыканта звать … ;

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? … ;

И в море не купаются, и нет у них щетинки,

А всё же называются они морские … ;

в) Зазвенел … , и ученики вошли в … . Пошёл дождь, люди раскрыли … . Самолёт набрал … и … . После … наступает весна. На ёлку к детям пришёл Дед … . Солнце … мало. Вот пришли … , и зима … .

«Прослушайте рассказ, запишите»

Заноза

Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. Эта была заноза. Мама вытащила занозу и смазала ранку зелёнкой.

Зайка

Захар и Слава были в лесу. Вот следы зайки. Под кустом сидел зайка. Захар закричал. Зайка испугался и ускакал.

Зимой

На дворе холодно. Снег покрыл землю. Мороз разрисовал стёкла замысловатыми узорами. Воробьи прыгают по заснеженным дорожкам. Голодно им зимой.

Зимний лес.
Пришла зима на лесную полянку. Засверкали в воздухе узорчатые снежинки.
Укутала она землю пушистым теплым одеялом. Засыпала глубокими сугробами лесные
тропинки. Набросила на деревья снежные одежды. Тихо и величаво стоит зимний лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...