Мастер – класс на тему: «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Еремина Наталья Александровна

Цель мастер - класса: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с  детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мастер - класса:

·        Дать представление о логосказках, как средстве коррекции речевых нарушений;

·         Потренировать в применении разных видов логосказки  для коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gkou_vo.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат г. Меленки»

Мастер – класс на тему:

 «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

        

Выполнила:

учитель – логопед  Н.А.Еремина

2017 год

Цель мастер - класса: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с  детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мастер - класса:

  • Дать представление о логосказках, как средстве коррекции речевых нарушений;
  •  Потренировать в применении разных видов логосказки  для коррекции речевых нарушений.

Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), зеркала, прищепки, «слоговички», картонные фигурки ( принцесса, чудовище, рыцарь, бедный пастух, король), конверты с заданием, «словарики», картинки, «теремок», буквы.

Ход мастер – класса:

  1. Психологический настрой. (Слайд 1-2)

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
- Крикните громко и хором, друзья, 
Помочь откажетесь мне? (нет или да) 
Деток вы любите? Да или нет? 
Пришли вы на мастер-класс, 
Сил совсем нет, 
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет) 
Я вас понимаю…. 
Как быть господа? 
Проблемы детей решать нужно нам? (Да) 
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет) 
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да) 
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

  1. Основная часть. (Слайд 3)

     С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

       (Слайд 4) Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру. Сказки можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим или частично изменять и дополнять сюжет совместно с детьми. Так дети будут не просто созерцать, но и участвовать в происходящем.  Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.

       (Слайд 5)  Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

        Сегодня я хочу вам представить несколько способов использования элементов логосказки в своей работе.  Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:

  1. Артикуляционная  логосказка «Репка» (Презентация, слайд 6-31) 
  2. Пальчиковая логосказка «Рукавичка» (Слайд 32)

Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил – Показывают оборотную сторону ладони с

Рукавичку обронил. вытянутым вверх большим пальцем (жест «Рукавичка»).

Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.

Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальчиком.

Стала жить-поживать,

Звонко песни распевать. Хлопки.

Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик».

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирогов напек. «Пекут пирожки».

Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили. «Пекут пирожки».

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать. Движения руками влево-вправо.

Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.

Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет? Хлопки.

Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок».

В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Пальчиковая гимнастика «Котенок» (с прищепкой).

При произнесении каждого слова нужно «кусать» прищепками пальчики, начиная с указательного в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котенок глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою,  малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Прищепка «кусает» каждый палец.

  1. Фонематическая логосказка «Заколдованная птица».  

(Слайд 33-34)

Задача: выделение первого и последнего согласного звуков в словах.

Жила одна маленькая птичка с громким голосом. Она постоянно выкрикивала какие-нибудь слова. Однажды птичка нашла дерево, покрытое спелыми плодами. Их было так много, они были такими вкусными, но желание постоянно кричать не давало ей полакомиться. Слова так и вылетали. Птичка была заколдована. Добрая волшебница сможет расколдовать ее лишь после того, как будет определен первый и последний звук в услышанных нами словах.  (слова: птица, апельсин, мука, кукла, сказка, небо) 

Логосказка «Хитрый звук».

Задачи: выделение первого звука в слове; автоматизация звука Л в начале слова.

Ехал звук Л зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком Л в начале слова. Ладно, — сказал звук Л, — только уговор, если меня перебьете – иду спать. Звук Л начал: Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка … Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин. Напомнил звук Л про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина. А сколько слов со звуком Л в начале слова может придумать каждый из вас.

Физминутки по русским народным сказкам (Слайд 35)

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

  1. Лексико-грамматическая логосказка  «Красавица, рыцарь и чудовище» (Слайд 36)

 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище. Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте. А ещѐ в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой. Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище. И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив - здоров и ещѐ гулял на свободе. И решил он попытать своѐ счастье.

 «Давайте поможем пастуху, чтобы он взял принцессу себе в жѐны? Давайте поможем ему выполнить задания короля».)

Каждый делает Первое задание. О чѐм из трѐх предметов: башне, замке или болоте можно сказать: холоднЫЙ … мрачнАЯ … ужаснОЕ … страшнЫЙ … дальнЕЕ … неприступнЫЙ… холоднОЕ … тѐмнАЯ … страшнОЕ … высокАЯ … мрачнЫЙ … неприступнАЯ … мрачнОЕ … ужаснЫЙ … страшАЯ … гнилОЕ … холоднАЯ … непроходимОЕ …

Один Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать: жестокИЙ … холоднАЯ … жестокОЕ … злАЯ … суровОЕ … гордЫЙ … бессердечнАЯ … злОЕ ... суровЫЙ … гордАЯ … бессердечнОЕ злОЙ … суровАЯ … гордОЕ … бессердечнЫЙ …

СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ (Слайд37-39)

Мышиные проделки

В маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном доме жил на книжной полке старый-престарый словарь. Это такая книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.

Повадились мыши грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадёт! Зато его описание мыши не трогали. И то хорошо! Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было неважно. События давно минувших дней он помнил хорошо, а вот отдельные слова – забывал. На помощь и приходил словарь. Но после мышиных набегов в словаре, что ни слово, - то дырка. Как её восполнить? 

(Давайте  поможем старику-архивариусу восстановить слова по их описанию.)

Человек, который служит в армии. Солдат

Лить слёзы. Плакать

Добиться победы или успеха. Победить

Приводить всё в негодность. Портить

Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью?  Быстрый

Когда человеку невесело, он какой? Грустный

  1. Логосказки, способствующие формированию связной речи. (Слайд40)

Не менее интересный вид упражнения «Бином фантазий». Дети называют два слова, не связанные между собой. Но чтобы сочинить сказку, надо видоизменить эти слова таким образом, чтобы отыскать интересные словосочетания, которые вызвали бы желание сочинять. Например, детям предлагается два слова - небо и розы. У детей получились интересные сказки: «Небо в розах», «Небесные розы», «Розовое небо». Эту игру лучше проводить с картинками, когда дети из предложенных картинок выбирают две (например шарик и котёнок) и сочиняют свою сказку( «Котёнок на шарике», «Шарик для котёнка») 

  1. Логосказки  для обучения грамоте (о звуках и буквах).

(Слайд 41)

«Теремок букв»

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква А поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Никто не ответил букве А.

Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква У поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А:

«Это я, буква А, а ты кто?»

Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.

Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали…

Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь» Пробуют петь, но ничего не получается

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны?»

Согласные (кивают головой): «Согласны, согласны!»

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».

  1. Итог мастер- класса.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов логосказки для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. 
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). (Слайд 42)

 Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.   А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. 
Давайте одновременно хлопнем в ладоши и крикнем УРА! 
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание и работу. 
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."

Мастер-класс по теме: "Использование эффективных форм и приемов работы с учебником на уроках в начальной школе."...

мастер-класс " Использование многофункционального ландшафтного стола для коррекционной работы с детьми ОВЗ"

Мастер-класс "Использование многофункционального ландшафтного стола  для работы с детьми слабовидящими с ОВЗ"...

Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...