Конспект урока
план-конспект урока по логопедии по теме

Чернякова Юлия Николаевна

Конспект урока развития речи "Зима в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_po_teme_zima.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи  по теме "Зима в природе"

Цели:1.Уточнение и расширение представлений о признаках зимы;

          2.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей,            коррекция зрительного внимания, активизация речевой деятельности;

          3. Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Введение в тему

- К нам пришло Письмо одно, Было странное оно. Вместо марок- Три снежинки, А конверт – Из чистой льдинки, А письмо не на листке, А на беленьком снежке: - Скоро, скоро  К вам примчу На метели прилечу, Запляшу и закружу Снегом землю наряжу,
И деревья ,и дома...- И подписано:
“Зима” 

3. Объявление темы и целей

- Вы догадались , о какой волшебнице будет наш урок  (о Зиме)  Зима - трудолюбивое время года, у неё много дел и забот.

-  Мы будем говорить о погоде  и природе зимой. И вы покажите свои знания.

-кто придумает слово, в котором есть звук [с], используя «Зимнюю тему».
(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).

- Прочитайте девиз нашего урока.   «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

4. Актуализация опорных знаний

- Отгадай загадку

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица- Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом- Все покрылось серебром.  
(Зимние месяцы)

- Назови зимние месяцы

- Когда начинается зима?   По календарю зима начинается 1 декабря

Ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это ещё не зима.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

- Наступила ли зима в природе в нашей местности?

                                                                       Признаки зимы

- Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее)……

- Какой стала продолжительность светового дня? (восход в 7 ч 36 мин заход в 16 ч 12 мин долгота дня 8 ч 36 мин)

                                                                          Беседа о зиме.


- Ребята, зима – это самое замечательное время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов.
- Живописцы изображают картины русской природы, зимние пейзажи.
- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз – всемогущим воеводой.

- Мы с вами знаем, что зима бывает не всегда такая, как на картинах и в стихотворении. Давайте вспомним, какая зима была в декабре в этом году. ( много теплых, ясных дней, без мороза, без снега…)

-Как вы думаете, зверям приходиться тяжелее в снежную или бесснежную зиму? Почему?

        Правильно. Даже некоторые птицы от мороза спасаются, зарываясь в снег.(тетерева, куропатки, рябчики). А еще снег защищает растения от мороза. Не  даром люди говорят: «Много снега – много хлеба». В этом году малоснежная зима вызывает у всех тревогу.

                                                     Рассказ «Снег – что это такое?»


        Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?
Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.
 

-Давайте вспомним, какие «красивые» слова мы говорим о снеге, сугробах, снежинках, зиме. Для этого вам нужно взять слова, которые лежат у меня на столе и определить их в нужный столбик. (столбики: снег, зима, сугробы, снежинки).

Слова:  белый, пушистый, серебристый, долгожданная, величавая, морозная, большие, мягкие, нежные, хрустальные, легкие.

-Молодцы. Вот сколько красивых «зимних» слов мы вспомнили.

        Я читаю рассказ, написанный на доске (без прилагательных).

             Падают______  ______ снежинки.   Выпал _____  _____снег.    Намело ____ сугробы.

Пришла ______  ______ зима.

- Красиво я описала зиму? Что в моем рассказе не хватает? Добавьте нужные слова. (дети берут слова из столбиков)

5. Физ.минутка

6. Работа по теме урока.

                                               ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ

- Рассмотрите картину, расскажите, что вы на ней видите? (Зимний лес).
- Какие деревья изображены на картине? (Ёлки и берёзы).
- Ребята, очень красив лес зимой, он надевает свой снежный наряд. Снег защищает деревья от морозов.
- Назовите животных, живущим в нашем лесу. (Волк, медведь, заяц, волк, белка, лиса).

Трудно тем животным, которые не залегают в спячку и не делают запасы. Целыми днями они ходят по лесу в поисках пищи.
- А кого вы видите ещё на картине? - А почему же так тихо в лесу?

- Как вы думаете, ребята?
- Потому что многие птицы улетели в теплые края.

- А кто же в лесу?

             - Послушайте загадку.

        1. Прилетают к нам зимой.

            Им не нужен летний зной,

            Грудка ярче, чем заря.

             У красавца….(снегиря).        

С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. Спинка – синевато – серая, хвост и крылья – черные, а грудка ярко – красная. В сильные морозы перебираются поближе к жилью человека.        

- Узнайте по описанию птицу.

2. Оперение этой птицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком, а голову украсила черной шапочкой.        

- Как называется эта птица?

- Правильно, синица.

- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Они называются зимующими птицами.

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (ворона, сорока, голубь)

        В морозные зимние дни птицы прилетают поближе к жилью человека. Настало тяжелое, голодное время для наших друзей – птиц. Не забывайте кормить птиц!- Ребята, не так страшен для птиц холод, как голод. И мы должны заботиться о птицах. Делать для них кормушки и кормить их. А зверей, как и птиц, зимой надо подкармливать. В лесу развешивают заготовленные с лета и связанные в пучки ветки лиственных деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту.

- Давайте и мы покормим наших животных и птиц.


7. Беседа про Новый год.
-Декабрь – это последний месяц года.
-Какой праздник мы отмечаем в конце декабря? (Новый год)  -А что приносит нам этот праздник?

Разделите текст на предложения. Поставьте нужные знаки препинания.

На празднике елки.

Наступает любимый праздник детворы в школе будет утренник ребята готовят костюмы маски головные уборы мальчики вырезают очки из бумаги девочки шьют юбки платья из марли и вот зимний бал в зале гремит музыка легкие снежинки кружат в танце трудно узнать ребят на маскараде кто в костюме Емели кто в шляпе в сапогах Золушка в пляске потеряла хрустальную туфельку принц побежал по лестнице за неизвестной красавицей бал был в разгаре радости детей не было конца.

8. Итог урока.

 - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.

Рефлексия. Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!
- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...