Конспект подгруппового занятия по теме: «Слова-предметы» (1класс с ОВЗ),
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Валова Анна Сергеевна

Цели:

коррекционно-образовательные:

·              закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;

·              учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

коррекционно-развивающие:

·              развивать зрительное слуховое внимание и память;

·              развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.

коррекционно - воспитательные:

·              воспитывать культуру поведения на уроке;

·              воспитывать самоконтроль.

Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:

·              развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;

·              проявление инициативы, самостоятельности;

·              выполнение действий по словесной инструкции;

·              формирование умения работать по правилу и по образцу;

·              формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

·              выполнение действий схематизации и моделирования;

·              самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

·              способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

·              умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Планируемые результаты:

Предметные

·              Знать  точную характеристику  слов - предметов. Знать и различать понятия: слова, обозначающие живые и неживые предметы, вопросы, обозначающие живые и неживые предметы.

·              Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять характеристику слов-предметов. Изображать схематично слова-предметы. Различать слова-предметы. Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия,  памяти, мышления. Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

 

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivye_i_nezhivye.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по теме:

«Слова-предметы» (1класс с ОВЗ),

проведенного студенткой  5 курса, группы 85А

специальности логопедия

Валовой Анны Сергеевны

Логопедическое коррекционно – развивающее занятие  в 1 классе с обучающимися с ОВЗ (с задержкой психического развития).

Тема: «Слова-предметы»

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;
  • учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное слуховое внимание и память;
  • развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.

коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения на уроке;
  • воспитывать самоконтроль.

Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:

  • развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
  • проявление инициативы, самостоятельности;
  • выполнение действий по словесной инструкции;
  • формирование умения работать по правилу и по образцу;
  • формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

  • выполнение действий схематизации и моделирования;
  • самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

  • способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Знать  точную характеристику  слов - предметов. Знать и различать понятия: слова, обозначающие живые и неживые предметы, вопросы, обозначающие живые и неживые предметы.
  • Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять характеристику слов-предметов. Изображать схематично слова-предметы. Различать слова-предметы. Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия,  памяти, мышления. Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход урока.

         

1.Организационный момент. (5 мин)

- Сядет тот, кто назовёт «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».

Мак, ромашка, роза, лук

Помидор, слива, баклажан, перец

Молоко, сметана, каша, сыр

Часы, очки, весы, термометр

Бабочка, линейка, очки, ножницы

Василий, Фёдор, Семён, Иванов.

-назовите  гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов.

-Произнесите слово по слогам.

2. Тема и цель занятия. (3 мин)

Слова, обозначающие предметы.

Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете и задаёт вопрос: ЧТО?

Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска…

 ВОПРОСЫ:

-Кто спрашивал? (ВЫ)

-Кто отвечал (МЫ)

-Как я спрашивала? (ЧТО?) «Слово что - вопрос?

-Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы.

-Сегодня на уроке, мы познакомимся со словами, обозначающими предметы и отвечающими на вопросы КТО? ЧТО?

3.Коррекционная работа на лексическом уровне. (2 мин)

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску картинки:

1 ряд- изображающие неживые предметы, 2 ряд - изображающие живые предметы.

Затем ставит вопрос к картинкам первого ряда : что?

Второго ряда - кто?

ВОПРОСЫ:

-Какой вопрос я задавала сначала? (ЧТО?)

-Какой вопрос я задавала потом? (КТО?)

-Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим - кто?

(Потому что одни предметы неживые, а другие – живые.)

4. Физкультминутка(2 мин)

(Учащиеся изображают действия, о которых говорится в стихотворении)

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

5.Упражнения для развития слухового и зрительного восприятия.

(10 мин)

    Задание 1.

Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают  неживые предметы.

   Задание 2.

Прослушать слова.  Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают  неживые предметы (логопед называет ряд слов только один раз).

-Медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.

Задание 3.

У каждого ученика карточки с изображениями живых и неживых предметов, разложить их  на 2 группы

          6.   Игра с мячом «Живое - неживое».(4 мин)

Логопед кидает мяч и называет слово, если слово отвечает на вопрос что?, дети ловят мяч, если кто, то ловят и сразу кидают обратно.
Слова: портфель, учитель, тетрадь, ученики, доска, парта, учебник, мяч, девочка, мальчик).

7. Работа в тетрадях. (4 мин)

На доске висят картинки по порядку, в тетрадях закрасить бусины, если изображение обозначает живое - красная бусина, неживой предмет - зеленая  бусина. Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.

 КТО? (красный кружок)                                                                          

 ЧТО? (зеленый кружок)

            8. Графическое изображение слов, обозначающих предметы. (3 мин)

Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы можно записать, но не буквами, а условно, графически-прямой линией. Образец:_________ .

-Изобразите графически слова : доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава.

После этого подсчитывается количество слов, линий. (8)

-Что помогло вам сосчитать количество слов? (линии)

-А чтобы одинаковые линии не лились, между ними мы поставим запятые.

-Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (одной прямой линией)

-Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой линией? (предметы)

          9. Итог урока. (2 мин)

 Вопросы для детей:

- С какими словами познакомились?

- На какие вопросы отвечают слова?

- Какие бывают слова - предметы?

Логопед:
«Сегодня мы с вами познакомились со словами-предметами, их больше всего в нашем родном русском языке, это все, что окружает нас. Отвечают слова-предметы на вопросы кто? или что?, а зависит это от того, живой или неживой природы предмет обозначает данное слово. Хорошо работал сегодня Артем, активно поднимал руку и отвечал. Очень внимательной была Маша. Контролировал звуки Тимофей.. Внимательно слушал ответы товарищей Саша. Лера выполнила все задания правильно, не торопилась. Матвей старательно выполнял физминутку. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"

Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения. Тема: «Дифференциация звука [л] и [л\']». «Приключения маленьких шалунов в волшебном лесу!»

Цель: учить детей различать звуки [л] и [л\'] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях на слух. Задачи:         - совершенствование артикуляционной...

Логопедическое занятие для младших школьников 2-3 класса Тема: «Слова –предметы и слова-признаки»

Логпедическое занятие для младших школьников с ОВЗ предназначено для усвоения программного материала по русскому языку  в соответсвии с Адаптированной Основной Образовательной Программой для учащ...

Логопедическое занятие на тему "Слова-предметы"

Логопедическое занятие на тему "Слова-предметы"...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...

Конспект подгруппового занятия с обучающимися 4 класс с ЗПР Тема «Дифференциация букв Ё-Ю».

Цель: научить детей дифференцировать буквы Ё-Ю при написании слогов, слов, словосочетаний.Задачи:Образовательные:Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «о» и «у&raq...

Конспект логопедического занятия "Части речи. Слова-предметы, признаки, действия"

Логопедическое занятие по теме "Части речи". Закрепляем представления о словах-названиях предметов, признаков, действий, как часть речи....