Программа логопедического кружка для 1 классов "Звуковая мозаика"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Белякова Светлана Викторовна

Предлагаемая программа направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zvukovaya_mozaka_1_klass.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА "ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА"

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССОВ.

Пояснительная   записка

       Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

      Формирование звуковой стороны речи при нормальном ее развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.

       Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отличения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

       Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.

        Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки.

        Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника, то есть о том, что ребенок в дошкольном возрасте не проделал необходимой познавательной работы по вычленению отдельных звуков из живой речи, по соотнесению их между собой. Если такому ребенку не была своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.

         Как известно, для развития письменной речи важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа.

         Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие — умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове Таким образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает достаточный уровень развития фонематического представления у ребенка и овладения определенным учебным действием.

       Чем ниже уровень практических обобщений звукового состава слова, тем труднее формируются навыки звукового анализа, тем большие трудности испытывают школьники при обучении письму и чтению.

Предлагаемая программа направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи первоклассников.

Цель программы: формирование функционального базиса навыков письма и чтения у обучающихся 1 классов, способствующего успешной адаптации детей в учебной деятельности.

Задачи программы:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);
  • обогащение и развитие словаря;
  • коррекция и совершенствование фонематического восприятия и представления, формирование навыка фонематического анализа и синтеза и упрочнение звуко-буквенных связей;
  • совершенствование зрительно-пространственного восприятия и координации в системе «глаз-рука»;
  • предупреждение нарушений письма и чтения;
  • развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания обучающихся.

Характеристика коррекционно-образовательного процесса.

   Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 66 групповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 35 минут. Время занятий- вторая половина дня.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка,
  • актуализация имеющегося опыта; 
  • развитие фонематического анализа и синтеза,
  • лексико-грамматические упражнения,
  • развитие связной речи,
  • развитие неречевых процессов,
  • развитие мелкой моторики,
  • рефлексивный анализ.

Личностные результаты ребенка  в результате реализации программы логопедического кружка «Звуковая мозаика»:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты ребенка  в результате реализации программы логопедического кружка «Звуковая мозаика»:

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  Предметные результаты освоения содержания программы логопедического кружка «Звуковая мозаика»:

К концу обучения дети должны знать:

  • артикуляцию всех звуков родного языка;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • твёрдые и мягкие, звонкие и глухие  согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • термины: предложение, слово, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, звук, буква и др.

К концу обучения дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие  согласные звуки;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • определять место звука в слове;
  • дифференцировать смешиваемые звуки в устной и письменной речи.

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является:  положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.

Учебно-тематический план работы кружка "Звуковая мозаика"

№ пп

Тема занятия

Количество часов

Дата

Вводное занятие.Инструктаж по технике безопасности.

1

Развитие общей моторики.

1

Развитие мелкой моторики.

1

Развитие общей и мелкой моторики.

1

Развитие слухового внимания и памяти.

1

Развитие зрительного внимания и памяти.

1

Сказка о Весёлом Язычке.

1

Формирование и уточнение движений органов артикуляции.

1

Формирование речевого дыхания.

1

Упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса.

1

Упражнения, направленные на развитие темпа и ритма речи.

1

Что такое речь? Виды речи.

1

Что такое предложение? Схема предложения.

1

Составление предложений по картинке, по вопросам, по схеме.

1

Что такое слово?

1

Что такое слог?

1

Деление слов на слоги.

1

Практические упражнения. Деление слов на слоги.

1

Практические упражнения. Слоговой анализ и синтез слов.

1

Практические упражнения. Ну-ка, слоги, встаньте в ряд!

1

Что такое ударение?

1

Практические упражнения. Выделение ударного слога.

1

Что мы слышим? Звуки природы и звуки речи.

1

Гласные и согласные звуки.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

В гостях у гласных звуков. Звук [а] и буквы Аа.

1

Звук [а] и буквы Аа. Звуко-буквенный анализ слов.

1

В гостях у гласных звуков. Звук [у] и буквы Уу.

1

Звук [у] и буквы Уу. Звуко-буквенный анализ слов.

1

В гостях у гласных звуков. Звук [о] и буквы Оо.

1

Звук [о] и буквы Оо. Звуко-буквенный анализ слов.

1

В гостях у гласных звуков. Звук [ы] и буква ы.

1

Звук [ы] и буква ы. Звуко-буквенный анализ слов.

1

В гостях у гласных звуков. Звук [и] и буквы Ии.

1

Звук [и] и буквы Ии. Звуко-буквенный анализ слов.

1

В гостях у Капитошки. Звуки [к,к*] и буквы Кк.

1

В гостях у Тотошки. Звуки [т,т*] и буквы Тт.

1

В гостях у Масяни. Звуки [м,м*] и буквы Мм.

1

В гостях у Нафани. Звуки [н,н*] и буквы Нн.

1

В гостях у Пыхтелочки. Звуки [п,п*] и буквы Пп.

1

В гостях у Бубнилочки. Звуки [б,б*] и буквы Бб.

1

В гостях у Гоготушки. Звуки [г,г*] и буквы Гг.

1

В гостях у Хохотушки. Звуки [х,х*] и буквы Хх.

1

В гостях у Додошки. Звуки [д,д*] и буквы Дд.

1

В гостях у Свистелочки. Звуки [с,с*] и буквы Сс.

1

В гостях у Звенелочки. Звуки [з,з*] и буквы Зз.

1

В гостях у Выкалки. Звуки [в,в*] и буквы Вв.

1

В гостях у Фыркалки. Звуки [ф,ф*] и буквы Фф.

1

В гостях у  звука [й] , буквы Йй.

1

В гостях у Шипелочки. Звук [ш] и буквы Шш.

1

В гостях у Жужжалочки. Звук [ж] и буквы Жж.

1

В гостях у Лопотушки. Звуки [л,л*] и буквы Лл.

1

В гостях у Рычалочки. Звуки [р,р*] и буквы Рр.

1

В гостях у Цокоталочки. Звук [ц] и буквы Цц.

1

В гостях у Чихалочки. Звук [ч] и буквы Чч.

1

В гостях у Щекоталочки. Звук [щ] и буквы Щщ.

1

В гостях у гласных звуков. Звук [э] и буквы Ээ.

1

Гласные буквы Ее,Ёё,Юю,Яя.

1

Двойная роль гласных букв Ее,Ёё,Юю,Яя.

1

Звуко-буквенный анализ слов  с буквами Ее,Ёё,Юю,Яя.

1

В гостях у братьев ь и ъ.

1

Теперь все буквы знаю я!

1

В гостях у Читалочки.

1

Поиграем?Поиграем!Почитаем?Почитаем!

1

Итоговое занятие «Чему мы научились?»

1

Рекомендуемая литература

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
  3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
  7. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по технологии "Мозаика"

Программа внеурочной деятельности по технологии....

Рабочая программа по учебному предмету «Ритмическая мозаика». 2 класс.

Рабочая программа составлена по учебному предмету "Ритмическая мозаика" ("Ритмика и хореография") в соответствии с ФГОС для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ. Во многих школах в программу ...

Программа логопедического кружка для 3 классов "Речевичок"

Цель программы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности ....

Программа логопедического кружка "Мир общения"

  Программа кружка «Мир общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 В рамках реализации ФГОС программа кружк...

программа внеурочной деятельности по валеологии Мозаика здоровья

Рабочая программа внеурочной деятельности по валеологии...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Экологическая мозаика"

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-н...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Психологическая мозаика"

Программа коррекционно-развивающих занятий "Психологическая мозаика"...