Программа логопедического кружка для 3 классов "Речевичок"
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Белякова Светлана Викторовна

Цель программы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rechevichok_3_klass.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА "РЕЧЕВИЧОК"

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ

Пояснительная записка

Связная речь характеризуется: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал).

        Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, с уверенностью можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы  являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладения правильным чтением и грамотным письмом.

        Наиболее распространенными  ошибками на уровне связного текста являются нарушения структуры текста, неточный анализ и синтез, а также  трудности выделения сложных семантических связей, на синтаксическом уровне – пропуски значимых элементов, искажения структуры предложений.

Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.

Бедность словарного запаса, неумение четко выразить свою мысль, отсутствие понимания  связей в тексте, а отсюда трудности последовательной передачи содержания услышанного, прочитанного увиденного, приводят к тому, что учащиеся не владеют навыками написания изложения и сочинения,  следовательно, это препятствует успешному обучению по программе русского  языка  и литературы.Необходимо помнить, что связная речь является средством обучения и методом  контроля  за полученными знаниями.

Цельпрограммы: восполнение пробелов в формировании связной речи и развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся 3 классов в учебной деятельности .

Задачи:

  • Расширение словарного запаса учащихся, формирование умения использовать вновь введенную лексику в самостоятельной речи в точном соответствии с замыслом высказывания.
  • Формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.
  • Формирование смысловой и лексико – синтаксической организации связного сообщения.
  • Совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.
  • Формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его  с другими объектами, выделять в них общее и различия.
  • Формирование умения отражать причинно - следственные отношения между фактами действительности.
  • Развитие инициативных форм речи.
  • Формирование лингвистического отношения к языку.
  • Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной, слуховой и объем линейной вербальной памяти.

Характеристика коррекционно-образовательного процесса.

   Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 60групповыхзанятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Время занятий- вторая половина дня.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка
  • актуализация имеющегося опыта
  • уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
  • совершенствование лексико – грамматических средств языка и адекватное  использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности
  • совершенствование умений построения различных видов синтаксических конструкций
  • развитие навыков построения связного высказывания:

- установление логической последовательности, связности;

- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение)

  • развитие коммуникативных умений и навыков (инициативные формы речи)
  • формирование контрольно – оценочных действий
  • рефлексивный анализ.

Личностные результаты ребенка  в результате реализации программы логопедического кружка:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты ребенка  в результате реализации программы логопедического кружка:

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ожидаемые предметные результаты освоения содержания программы логопедического кружка:

К концу обучения дети должны знать:

  • Типы речи (повествование, описание, рассуждение);
  • Структуру  и  правила построения повествовательного текста;
  • Части повествовательного текста (начало, основная часть, концовка);
  • Структуру  и  правила построения описательного текста;
  • Правила  смысловой (содержательной) и языковой (лексико – синтаксической) организации связного сообщения;
  • Средства межфразовой связи (личные, указательные местоимения; наречия, обозначающие место и время действия (тут, там, тогда и др.); текстовые синонимы

К концу обучения ученики  должны уметь:

  • Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:

- словосочетания по типу согласования и управления;

- предложения по данным словам и словосочетаниям; по вопросам с опорным словом и без него и др.;

- распространять и сокращать предложения;

-  находить предложения в сплошном тексте

  • Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:

- текст и набор предложений;

- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему рассказа).

  • Анализировать текст:

- распознавать вид текста (повествование, описание, рассуждение);

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части;

-        устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный  текст из трёх частей);

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- составлять план связного высказывания

  • Самостоятельно строить связные высказывания:

- определять замысел высказывания;

- программировать смысловую структуру высказывания;

- устанавливать последовательность  развёртывания высказывания (план);

- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);

- составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;

- составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;

- писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

  • Вести диалоги по учебной теме:

- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;

- сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.

  • Вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его  с другими объектами, выделять в них общее и различия.

Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:

- систематичность проведения занятий;

- распределение их порядка нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной цели;

 - чередование вариативности упражнений;

- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого – педагогических особенностей детей;

 - дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;

 - соблюдение охранительного режима: осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.

- формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регуляторных.

Учебно-тематический план работы кружка "Речевичок"

Тема

Кол-во час

Дата

1

Вводное  занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Речь. История развития культуры речи.

1

3

Виды речи. Диалог и монолог.

1

4

Слово. Значение слова. Многозначные слова.

1

5

Омонимы.Синонимы.Антонимы.

1

6

Упражнение в различении омонимов,синонимов, антонимов.

1

7

Словосочетание.

1

8

Фразеологизмы.

1

9

Предложение.Виды предложений по интонации.

1

10

Предложение.Виды предложений по цели высказывания.

1

11

Слово, словосочетание,предложение.

1

12

Виды предложений. Составление предложений.

1

13

Составление предложений по схеме, по картинке, по вопросам, по опорным словам.

1

14

Деформированные предложения.

1

15

Текст. Выделение признаков связного текста.

1

16

Текст. Основная тема и мысль текста. Заглавие.

1

17

Текст.Деление текста на части.Составление плана.

1

18

Текст – повествование.

1

19

Текст – описание.

1

20

Текст – рассуждение.

1

21

Упражнения на различение типов текстов.

1

22

Деформированный текст  без деления на слова.

1

23

Деформированный текст  с разбивкой на слоги вместо слов.

1

24

Деформированный текст  с нарушением структуры предложения или всего высказывания. 

1

25

Деформированный текст на восстановление порядка частей.

1

26

Деформированный текстна восстановление порядка предложений.

1

27

Деформированный текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

1

28

Деформированный текст на восстановление порядка слов в предложении.

1

29

Деформированный текст  с исключением.

1

30

Изложение – повествование.

1

31

Практические упражнения. Изложение – повествование.

1

32

Изложение – описание.

1

33

Практические упражнения. Изложение – описание.

1

34

Изложение – рассуждение.

1

35

Практические упражнения. Изложение – рассуждение.

1

36

Изложение с творческим заданием.

1

37

Выборочное изложение.

1

38

Практические упражнения. Выборочное изложение.

1

39

Сжатое изложение.

1

40

Практические упражнения. Сжатое изложение.

1

41

Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. Метафора.

1

42

Практические упражнения. Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. Метафора.

1

43

Сочинение– повествование.

1

44

Практические упражнения. Сочинение– повествование.

1

45

Сочинение – описание.

1

46

Практические упражнения. Сочинение – описание.

1

47

Сочинение – рассуждение.

1

48

Практические упражнения. Сочинение – рассуждение.

1

49

Сочинение по серии сюжетных картинок.

1

50

Практические упражнения.Сочинение по серии сюжетных картинок.

1

51

Сочинение по одной сюжетной картинке.

1

52

Практические упражнения. Сочинение по одной сюжетной картинке.

1

53

Сочинение по закрытой картинке.

1

54

Практические упражнения. Сочинение по закрытой картинке.

1

55

Сочинение на основе личного опыта учащихся.

1

56

Практические упражнения. Сочинение на основе личного опыта учащихся.

1

57

Сочинение по картине.

1

58

Практические упражнения. Сочинение по картине.

1

59

Сочинение-фантазия "Если..."

1

60

Итоговое занятие "Чему мы научились?"

1

Рекомендуемая литература

1. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 1. Устная связная речь. Лексика. –М.: ВЛАДОС, 2006.

2. Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 2.Предложение. Текст. –М.: ВЛАДОС, 2008.

3.  Н.Г.Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч 3.Письменная связная речь. –М.: ВЛАДОС, 2010.

4. Т.П. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения. – М.: АПК и ППРО,2008.

5. В.К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: Астрель: транзиткнига, 2006.

6. Л.П. Доблаев. Логико – психологический анализ текста – Саратов, 1969.

7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: ВЛАДОС, 2006.

8. Т.Г. Рамзаева.  Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.

9. И.Н. Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005.

10. Г.Я. Солганик. Стилистика текста. -  М.: Флинта; наука, 2000.

11. А.В. Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.-  М.: Просвещение, 1979.

12. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Обучаем читать и писать без  ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка "Капельки солнца"

Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"

Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...

Программа логопедического кружка для 1 классов "Звуковая мозаика"

Предлагаемая программа направлена на восполнение пробелов подготовки к школьному обучению и коррекции нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения письменной речи пе...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Программа логопедического кружка "Мир общения"

  Программа кружка «Мир общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 В рамках реализации ФГОС программа кружк...