Отчет учителя - логопеда о проделанной работе за год
методическая разработка по логопедии на тему

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая работа и повышение квалификации). 

В отчете показана взаимосвязь учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса Имеются задачи на следующий учебный год. Отчет может быть полезен молодым учителям-логопедам, студентам дефектологического факультета при составлении отчета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2017.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой отчёт

о проделанной работе учителя – логопеда

МБОУ «Кардымовская средняя школа

 имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»

Корытко Натальи Викторовны

за 2016-2017 учебный год.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.

Диагностическое направление работы 

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших в первый класс и учащихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ.  Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены  основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).

 Результаты обследования учащихся начальных классов.

В период с 1 по 15 сентября 2016 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 классы (80 детей в возрасте 6-7 лет). Обследование проводилось по тестовой методике

Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. По итогам обследования 59% детей (47 учеников) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 41% детей (33 ученика) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.

В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.

Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.

Класс

Кол-во учащихся

в классе (всего)

Нормальное речевое развитие

Недостатки устной речи

Зачислено в логопедический кабинет

1 А

27

19

8

6

1 Б

26

19

7

4

1 В

27

9

18

10

Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1 классы 01.09.2016 года, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывали  затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению  времени коррекционной работы с некоторыми детьми. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком  узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК) с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения.

В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:

- опора на неправильное проговаривание,

 - замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,

 - искаженное воспроизведение букв на письме,

 - замены и смешения графически сходных букв,

 - неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2016 - 17 учебный год.

Кол-во

учащихся

Виды нарушений

Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР

ОНР

(общее недоразвитие речи)

ФФНР

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)

Зачислено на логопедические

занятия

24

4

3Б – 2

3 А - 1

2 Б - 1

6

1 А – 2

1 В - 4

13

1 А - 4

1 Б – 4

1 В - 5

1

1 В – 1

На конец учебного года (май 2017г) проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. Большинство учащихся (22 ученика) с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 92%. Незначительная динамика наблюдалась у 2 учеников – 8%.

По результатам работы выпущены с улучшением и нормой устной и письменной речи 20 учеников.  Оставлено для продолжения логопедических занятий 4 детей с ОВЗ из 1 – 3 классов (все по рекомендации ЦПМПК).

 Цифровой отчет прилагается.

Коррекционно-развивающее направление 

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

 - выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 - организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие  программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы от 3 до 5 детей и 2 подгруппы по 2 ученика. Индивидуальные занятия проводились с 4 учениками с ОВЗ из 1-3 классов. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом кабинете.

Коррекционная  работа включала:

1. Развитие устной речи:              

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

 - оказание помощи учителям первых классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

 -  ведение документации.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимал участие в школьных методических объединениях учителей начальных классов, педсоветах, пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

26 мая 2017 года с целью осуществления преемственности в работе учителей – логопедов д/с «Солнышко» и МБОУ «Кардымовская СШ» посетила детский сад, ознакомилась с речевыми заключениями и динамикой речевого развития детей, посещавших логопедический пункт д/с, которые будут зачислены в 1 класс школы в следующем учебном году, составила список детей, нуждающихся в продолжении логопедической работы в 2017-2018 учебном году.

С 14.11.2016 по 25.12.2016 была руководителем практики Козловой Елены Владимировны студентки 3 курса ФГБОУ «Смоленский государственный университет» направление подготовки «Специальное дефектологическое образование, профиль логопедия».

С 27.02.2017 по 23.04.2017 была руководителем практики магистрантки  I курса ФГБОУ «Смоленский государственный университет» Рыбаковой Марии Александровны (направление подготовки «Логопедическое образование»).

 

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:

  - индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

 -  индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

-  консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.

Консультативную помощь получили родители троих будущих первоклассников. К сожалению, больше обращений не было.

В кабинете имеется стенд «Информация для родителей», материал которого регулярно обновляется.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей школы.

С педагогом-психологом:

Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой  документации для ПМПК;

Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;

Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала участие в заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей начальной школы согласно плану работы школы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.

Повышение квалификации

В течение учебного года изучала методическую литературу.

Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/user), Современный учительский портал (http://easyen.ru), «ПроШколу» и других, с целью обмена опытом. Принимала участие в дистанционных конкурсах для учителей:

 - ноябрь 2016 сертификат участника конкурса «Диссеминация педагогического опыта» (Международный Современный Учительский Портал)

 - февраль 2017 диплом победителя III степени за победу в конкурсе «Диссеминация педагогического опыта» (Международный Современный Учительский Портал)

Успешно освоила курс длительностью 250 часов «Психология, педагогика и методика в начальной школе (по ФГОС начального образования)» имеется сертификат от 18 апреля 2017 г

Приняла участие в IX международной научно-практической конференции «УЧИТЕЛЬ И ВРЕМЯ» (6-7 октября 2016г), проходившей на базе ФГБОУВО «Смоленский государственный университет», где выступила на секции «Современное содержание воспитания: традиции и инновации» с докладом «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях». (сертификат)

Некоторые трудности в работе:

  • Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и  носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.
  • Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.

Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме.

Задачи на 2016 - 2017 учебный год

  • Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы
  • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ
  • Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы и детского сада «Солнышко»
  • Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов.
  • Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ. Пройти дистанционное обучение в Фоксфорде освоить курс «ФГОС ОВЗ. Специальные знания для эффективной реализации ФГОС детей с ОВЗ» Пройти в 2018 году комплексные курсы для учителей-логопедов.

Отчет

о числе обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи и результатах обучения в логопедическом пункте

за 2016 – 2017 учебный год

Нарушения речи

Классы

ФФНР

Системное

нарушение речи, обусловленное ЗПР

ОНР

НПОЗ

Нарушения чтения

и письма,

обусловленные ОНР

Выявлено

обучающихся

1 класс

2 – 4

классы

13

4

6

1

Зачислено на логопедические занятия

1класс

2 – 4

классы

13

4

6

1

Выпущено

1 класс

2 – 4

классы

13

2

4

1

Оставлено

1 класс

2-4

классы

2

2

Выбыло

1 класс

2-4

классы

Учитель-логопед:                      Н.В. Корытко

МБОУ « Кардымовская средняя школа

имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова »

Отчет

учителя-логопеда

Корытко Натальи Викторовны

о проделанной работе

в 2016-2017 учебном году.

Кардымово

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г

Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый...

Отчет учителя -логопеда

В материале представлены направления, по которым велась работа в течении учебного года, результаты диагностики речевого развития обучающихся...

Отчет учителя-логопеда МБОУ "СОШ №13" Н.Н.Шабала

Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на о...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда  за 2020-2021 учебный год...