Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта
консультация по логопедии на тему

Слизкова Любовь Александровна

Статья содержит различные логопедические технологии которые можно применить в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта

1. Обследование

2. Информационные технологии

3. Речедвигательная  ритмика

4. Сказкотерапия (сказки про буквы)

5. Артикуляционная гимнастика

6. Пальчиковая гимнастика

7.Музыкотерапия

1.Эфективность логопедической работы во многом зависит от того,  насколько правильно и грамотно проведено  обследование нарушений речи.

Обследование звуковой стороны речи:

- обследование звукопроизношения

- обследование строения и функций артикуляционного аппарата

- обследование фонематического восприятия

Обследование понимания предложений

- обследование понимания слов;

- обследование понимания предложений;

- обследование понимания грамматических форм;

-  обследование понимания грамматических форм

Обследование состояния письма

 - обследование звукового анализа и синтеза слов;

- обследование письма (определить наличие или отсутствие специфических  ошибок);

Обследование чтения

- восприятие и различение букв;

- соотнесение графемы с морфемой;

- визуальное  слогоделение, слогообразование, слогослияние;

- глобальное чтение (навык быстрого узнавания целостного зрительного образа  слова);

- синтеза слов в предложении;

- соотнесение слова со значением, объединение значений слов в общий смысл фразы;

- лексико-грамматическое и смысловое прогнозирование;

- вычленение в печатном тексте предложения как законченной в смысловом и интонационном отношении единицы;

- ориентировка на знаки препинания в процессе чтения;

- навык использования интонации в зависимости от конечного знака препинания.

Анализ результатов обследования

2. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.    Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения. Они все чаще применяются  на логопедических занятиях.

 3. Речедвигательная ритмика

 Речедвигательная ритмика  способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений речедвигательной ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.  Параллельно идет работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией. Методика А.Я. Мухиной учитывает физиологические механизмы речи. Основана данная технология  на целом комплексе научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология).   "Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура»   Речедвигательная ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений.  Речедвигательная ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной). В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела. К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма   движений, воспитание способности ритмично двигаться и критически относиться к своим движениям и к речи.

  Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все полученные навыки   закрепляются на речевом материале.   Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

4. Сказкотерапия  

 В сказкотерапии выделяют несколько возможностей работы со сказками:

  • Работу с готовой сказкой;
  • Работу со сказкой, сочиненной детьми или взрослыми.

  Эти два направления подразумевают:

  • Рисование. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, а дальше возможен анализ полученного графического материала.
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа
  • Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации
  • Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание и пр.).
  • Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.Дидактические сказки  создаются педагогами, в них абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Сказка оказывает на ребенка определенное воздействие, и благодаря тому, что это сказка, у детей не возникает ощущения давления. Это истории, «сказочные» занятия, но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Основные методы сказкотерапии:

  • Сочинение сказки
  • Анализ сказки
  • Драматизация
  • Медитация на тему сказки
  • Постановка сказки
  • Разные виды рассказывания.

   В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие ребенка.  Работая в начальной школе логопедом, я активно применяю на занятиях  дидактические сказки. Дети лучше запоминают правила, активно работают на занятиях, помогая сказочным героям преодолеть сложные препятствия. Уроки-путешествия  стали любимой формой занятия  для детей.

Каково же значение сказки в жизни детей?

  • Сказки знают все, на их содержании происходит воспитание подрастающего человека;
  • Своим содержанием сказки развивают творческий потенциал, креативность;
  • Благодаря сказкам совершается процесс познания окружающего мира;;
  • Восприятие сказочных коллизий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека;
  • Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок. Это очень доступно и интересно ребенку, ведь при слове «волшебство», «волшебное» сразу возникает интерес, восторг;
  • Сказка – это мощное средство коррекции.  
  • Сказки создают условия для максимальной реализации потенциала ребенка.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Вот почему именно сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

Современная сказкотерапия  «трехгранна». Она имеет диагностическую «грань» (проективные методики для исследования человека, воздействующую и профилактическую (развивающую) «грани». Художественные сказки – это сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно их принято называть сказками, мифами, притчами, историями.

5. Артикуляционная гимнастика

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Довольно ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы. Родители не беспокоятся из-за незначительных недостатков произношения, потому что всё это не влияет на успешность детей в творчестве и при изучении иностранных языков, потому что малышу с его детской непосредственностью, обаятельностью совсем не мешают эти “трудные звуки” быть счастливым, радостным, дружить с детьми и обмениваться информацией.

6. Пальчиковая гимнастика (японская)

Упражнения для улучшения  памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации. 

7.Музыкотерапия

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у младших школьников; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции; лечении двигательных и речевых расстройств (нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), развитие чувства ритма, темпа, времени, развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, нормализация просодической стороны речи. Можно использовать следующие приемы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения под музыку, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...

«Современные формы организации логопедической работы с детьми младшего школьного возраста».

Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обуч...

ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»

Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны  на заседании МО....

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (умственной отсталостью)

В системе образования обучающихся с умственной отсталостью логопедические занятия являются важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста

В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективн...