Рабочая программа 1 класс ФФН
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Заречная Ольга Юрьевна

Рабочая программа 1 класс ФФН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_klass_ffn_2017g.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «ПРОПЕДЕВТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

1 КЛАСС, ФФН

Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся

(наименование предмета)

Составитель: учитель – логопед Заречная О.Ю.

                                               2017– 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.

Обоснование программы

  • Программа составлена для обучающихся 1 классов с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
  • Программа рассчитана на один учебный год и направлена  на коррекцию дефектов фонетико-фонематического развития речи, так как они  отражаются на письменной речи и препятствуют формированию полноценных навыков письма и чтения.
  • Программа включает в себя два  этапа:
  1. Адаптационной этап коррекции (3 занятия), главной целью которого является развитие сукцессивных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  2. Основной этап коррекции (61 занятие) направлен на преодоление дефектов произношения, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.

2.

Характеристика речи   учащихся данной группы

  • Учащиеся данной группы  имеют нарушения в формировании звуковой стороны речи.                            Приложение № 1 

3.

Базовая программа коррекционного обучения

«Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения»,  Т.П.Бессонова,                                                 Москва, АПК и ППРО, 2008 год 

 

«Коррекция нарушений речи»                                                Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи у детей.  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, Москва, «Просвещение», 2008 год

4.

Цели программы

  • Развитие и совершенствование высших психических функций учащегося.
  • Развитие коммуникативной функции речи.
  • Развитие регулирующей функции речи в эмоционально-волевой сфере и учебно-познавательной деятельности.

   

5.

Задачи программы

  • Совершенствовать умения правильного произношения звуков с опорой на слуховое и зрительное восприятие; тактильные и кинестетические ощущения.
  • Автоматизировать правильное произношение свистящих, шипящих, аффрикат и соноров в связной речи.
  • Формировать умения различать на слух оппозиционные звуки и обозначающие их буквы.
  • Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа.
  • Использовать все поставленные звуки в различных формах устной речи: слове, словосочетании, предложении, тексте.
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Приложение № 2

6.

УМК учителя

  1. Диагностика
  2. Фонетика
  3. Фонематика
  4. Лексика
  5. Грамматика
  6. Связная речь
  7. Учебный материал

             

     

  • «Альбом для логопеда» Иншакова О.Б. М. «Владос» 1998 г.
  • Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов «Айрис – пресс» 2007
  • Тексты для проверки навыка чтения, составители Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. М «Вита-пресс» 1997 г.
  •  «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»  Нижегородцева Н. В. М. «Владос» 2001 г.
  • «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. М, 1991 г.
  • Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь «КАРО» 2007
  • «Грамматика русской речи» в 2-х ч. Безрукова О.Л. «Каиса» 2007
  •  «Логопедическая работа в коррекционных классах» Лалаева Р.И. «Владос» М. 1999 г.
  • «Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н.  М. «Просвещение» 1985 г.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов «ВЛАДОС» 2001
  • «Язык. Речь. Коммуникация» Цейтлин С.Н. и др. «КАРО» 2006
  • УМК «Система Занкова », учебники по русскому языку и чтению:

«Русский язык», А.В. Полякова

 «Чтение», В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова

7.

УМК учащегося

  1. Фонетика
  2. Фонематика
  3. Лексика
  4. Грамматика
  5. Связная речь
  6. Учебный материал

  • Логопедические тетради  Ефименкова Л.Н в 3-х ч. «КНИГОЛЮБ» Москва 2004 г.
  • Логопедические тетради  Ефименкова Л.Н в 3-х «КНИГОЛЮБ» Москва 2004 г.
  • Тетради для логопедических занятий Козыревой Л.М. «Академия развития» Ярославль, 2006 г.
  •  «Предметы вокруг нас» Шевченко С.Г. Капустина Т.М. «Московские учебники» Смоленск 1998 г.
  • «Русский язык – от ступени к степени» Кокорина Е.В. Костылева Л. «Этносфера», «Московские учебники» М. 2007г.
  • Логопедический букварь Жуковой Н.С. «Эксмо Литур» М. 2003г.
  • УМК «Система Занкова», учебники по русскому языку и чтению:

«Русский язык», А.В. Полякова

              «Чтение», В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова

8.

Количество учебных часов

 64 часа

9.

Систематичность

занятий

2 раза в неделю

(основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

10.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • Знать основные правила поведения в школе и на уроке.
  • Знать основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели, сутки
  • Знать основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.
  • Знать термины – речь, звук, артикуляция, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, оппозиционные звуки и т.д.
  • Знать, что такое фонетический разбор слова.
  • Знать гласные звуки и буквы 1-2 ряда.
  • Знать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
  • Знать, как дифференцировать оппозиционные звуки.

      К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

  • Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
  • Правильно произносить все звуки родной речи.
  • Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
  • Давать артикуляционно – акустическую характеристику звукам.
  • Производить фонетический и звукобуквенный разбор  слов.
  • Подбирать слова на заданный звук.
  • Сравнивать слова со сходными звуками.
  • Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
  • Восстанавливать предложения и текст с заданными буквами.
  • Самостоятельно писать слуховые диктанты (в конце года).

11.

Универсальные учебные действия

  Личностные универсальные действия:

  • Использование приобретенных знаний и умений в учении и повседневной жизни
  • Накапливание опыта прямого индуктивного доказательства

  Регулятивные универсальные действия:

  • Целеполагание – постановка учебной задачи
  • Планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических действий
  • Пошаговый контроль правильности практических действий, составления ответов-рассуждений.

  Познавательные универсальные действия:

  • Применение общеучебных умений (анализ, синтез, обобщение и др.) для установления закономерностей
  • Классифицирование слов по заданному основанию

  Коммуникативные учебные действия:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • Постановка вопроса для поиска и сбора информации
  • Умение с достаточной полнотой и достоверностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников

Приложение № 3

12.

Виды деятельности

1.Общеучебные виды деятельности

2.Здоровьесберегающие   виды деятельности

  • Звуковой анализ слогов и слов
  • Звукобуквенный анализ слогов и слов
  • Дидактические игры
  • Устное составление словосочетаний и предложений
  • Пересказ небольших текстов с наглядной опорой
  • Чтение слогов, слов, предложений, текстов
  • Запись печатными буквами слогов, слов (2-3 четверть)
  • Письмо  слогов, слов, предложений (4 четверть)
  • Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам (2-4 четверть)
  • Зрительный диктант (3 четверть)
  • Слуховой логопедический диктант (конец 4 четверти)

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Логопедическая ритмика                                                          
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр
  • Игры с мячом (при дифференциации звуков, слов)
  • Элементы арттерапии (рисование красками для пальцев)
  • Релаксация
  • Использование массажных тренажеров

13.

Критерии оценки

  • Система проведения занятий без оценок

14.

Основные методы работы

  • Игровые, наглядно – демонстрационные, словесные, учебные.
  • Метод наблюдения за языковыми явлениями.
  • Элементы проектирования

15.

Принципы логопедической работы, лежащие в основе программы

Общедидактические принципы:

  • Научности
  • Систематичности и последовательности
  • Доступности
  • Наглядности
  • Сознательности и активности

Личностно-ориентированные принципы:

  • Онтогенетический принцип
  • Принцип творчества
  • Принцип психологической комфортности

Деятельностно-ориентированные принципы:

  • Принцип деятельности
  • Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося

Специальные принципы КРО:

  • Принцип соблюдения интересов ребенка.
  • Принцип индивидуально ориентированной медико-психологопедагогической помощи на всех этапах коррекционной работы.
  • Принцип взаимообусловленности развития речи и мышления
  • Принцип опоры на ведущую деятельность возраста
  • Принципы доступности и вариативности методов и форм обучения, учитывающие индивидуальные особенности учащегося.
  • Принцип системности КРО, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития ребенка.

16.

Формы организации

учебного процесса

  • Групповые занятия
  • Индивидуальные занятия 

   

17.

Виды и формы контроля

Предусмотрены следующие виды контроля:

  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Рубежный контроль
  • Итоговый контроль

       Формы контроля:

  • Обследование устной речи и предпосылок письменной речи в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).
  • Проверочные работы в виде:  

             контрольной работы (3 четверть)

             слухового диктанта (4 четверть).

  • Обследование устной речи и навыков письменной речи в конце учебного года (с 15 по 30 мая).

18.

Ожидаемые результаты

  • Ученик с положительной мотивацией к изучению русского языка и литературы.
  • Ученик, имеющий индивидуальный уровень речевого развития, необходимый для усвоения программ по русскому языку.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Итого

Проведение диагностики речи и письма

1

устная речь

-

-

1 

устная речь, навыки письма и чтения

2

Плановые проверочные работы

-

-

1

проверочная  работа

1

слуховой логопедический диктант

2

 

Учебно-тематический план

I этап  -   3 занятия

Коррекционные задачи: развитие восприятия, внимания (зрительного и слухового), памяти, пространственных представлений;

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Тема занятий

Кол-во

часов

Программный

материал

Лексический

материал

Коррекционные

задачи

1.

Вводно-организационное занятие

Л.т. Я – ученик!

1

Правила речи

Правила поведения

Название школьных и учебных предметов

Развитие слухового

внимания.

2.

Делу – время.

Л.т. Делу - время, потехе - час!

1

Временные понятия: время года, месяца, дни недели.

Расписание занятий, режим дня.

Название временных понятий

речевые цепочки

скороговорки

Развитие логики, временных представлений,

Обобщений.

3.

Мир вокруг нас.

Л.т Пространство и мы

Артикуляционная гимнастика

1

Ориентировка в схеме тела человека, животных.

Понятия «симметрия, право, лево

правая рука, верх, низ»

Направление движения.

Названия частей тела.

пространственных понятий

слова: круг, квадрат, бабочка и др.

Развитие пространственных представлений

Ориентировка в пространстве

II этап – 61 занятие

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Коррекционные задачи: коррекция дефектов звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков.

Формирование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов.

4.

Речь и предложение

Л.т. Времена года.

1

Виды речи. Границы предложения

3 правила о предложении.

Связь слов в предложении.

Названия и приметы

времен года,

3 месяца осени.

Развитие временных представлений.

Темп, интонация.

5.

Предложение и слово.

Л.т. Приметы осени

2

Деление предложений на слова.

Связь слов в предложении.

Составление предложений с опорой на наглядность и  схемы.

Короткие предложения об осени, распространение предложений. Вопросы к словам в предложении.

Дифференциация понятий «слово», «предложение»

Развитие памяти

6

Слово и слог

Л т. Осень в деревне. Урожай

2

Деление слов на слоги.

Слоговые схемы.

Игра «Собираем урожай»      

Названия овощей, фруктов,

ягод, грибов.

Слова из 1; 2; 3; 4-х слогов

Дифференциация понятий

«слово – слог»

Логоритмика.

7.

Ударение

1-2

Смыслоразличительная функция ударения. Определение ударного гласного в слове.

Слова: замок – замок, ирис –ирис, белки – белки и т.д.

Развитие чувства ритма, внимания к языковым явлениям.

8.

Звуки речи.

Л.т. Осень в городе.

1

Понятие о звуках речи.

Образование звуков.

Понятие об артикуляции звуков Деление слов на слоги.

Слоги, слова с гласными звуками: А, О, У, Ы

Определяем последовательность звуков

Дифференциация понятий

«слог – звук»

9

Гласные звуки .

Л.т. Имена людей.

1

Понятие о гласных звуках.

Артикуляция гласных звуков.

Правила написания имен людей.

Определение количества звуков.   Деление слов на слоги.

Слоги, слова с гласными звуками: А, О, У, Ы

Имена: Аня, Оля, Уля и др. Словосочетания: Олин бант, мамины бусы, Асина кукла

Дифференциация понятий

«слог – звук»

Дифференциация понятий

«звук – буква»

10.

Звук и буква А.

Л.т. Перелетные птицы – аисты.

1

Звуковой и звукобуквенный анализ.

Определение места звука  А: начало, середина, конец слова.

Ударный гласный

Слова: Аня, аист, аисты, астры, мама, папа, брат Слава.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

11.

Звук и буква У.

Л.т. Домашние птицы.

1

Звуковой и звукобуквенный анализ.

Определение места звука  У: начало, середина, конец слова.

Звуковые схемы.

Звуковой и звукобуквенный анализ. Определение места звука  У: начало, середина, конец слова.

Звуковые схемы.

Закрепление понятий – ударение, ударный гласный

12.

Звук и буква  О.

Л.т. Осень в лесу.

1

Определение последовательности звуков в слове

Ударный гласный, безударный.

Кот – крот, сон – стон - слон

Сок – сток, скок

Числительное - один

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

13.

Звук и буква Ы.

Л.т.

Животные готовятся к зиме.

1

Единственное и множественное число существительных

Твердые согласные

Слова: сын, дым, сыр, бык,  кот – коты, куст – кусты

Много – мало - один

 Образование множественного числа существительного

14.

Гласные I ряда

1

Дифференциация гласных «а-о-у-ы-э». Добавление в слова пропущенных гласных в начале, середине, конце.

Слова: мал, мол, мул, мэр, мыл

Слогообразующая роль гласных.

Развитие навыков самоконтроля

15.

Звук и буква И.

Л.т. Игры. Игрушки.

1

Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

Мягкие согласные.

Сани, гуси, ноги,

котик, сомик, домик, гномик

Союз  И.

Развитие навыков словообразования

Пальчиковый театр

16.

Дифференциация звуков и букв:   Ы – И.

Игра «Превращение».

1

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме при помощи гласных Ы – И.

Слова: мил – мыл, выл – вил, был – бил, пыл – пил

Включение данных слов в предложение.

Дифференциация понятий: твердый согласный, мягкий согласный

17.

Звук и буква  Й.

Л.т.  Приближаются новогодние праздники. Новогодняя елка.

1

Звукобуквенный анализ слов.

Составляем устный рассказ о новогодних праздниках.

Май, майка, чай, чайка

Пой, стой, лей, шей, пей

Новогодние игрушки, гирлянды, флаги, огоньки

Развитие внимания к звукам.

Определение места звука в слове.

18.

Гласные II ряда

1

Звукообразование. Понятие «йотированный звук».

Сказка о звуке «й» и его весёлой песенке

Дифференциация понятий «звук – буква». Развитие внимания, зрительной памяти.

19.

Йотированные гласные в начале

слова и после гласных.

Е, Ё, Я, Ю.

Л.т. Зимовье зверей.

4

Образование йотированных гласных

Сравниваем слоги и слова с йотированными гласными и Й.

Зрительный диктант.

Слова: ели, ёлка, ёжик, юбка Юра, Яша, маяк, союз

Глаголы: поёт – поют, роет – роют, воет – воют

Мой-мои-моя-моей-мою

Согласование глаголов с существительными в роде и числе.

20

Звук и буква  П.

Л.т. Почта. Путешествие письма.

1

Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Родственные слова

Почта, почтальон, почтовая марка, конверт, письмо, открытка, посылка

Развиваем интерес к письму и письменной речи.

21.

Звук и буква  Б.

Экскурсия в библиотеку.

1

Дифференциация звуков б-бь

Понятие «звонкий согласный»

Книги и портреты русских писателей и поэтов

 Бумага, библиотека, книги, библиотекарь, читальный зал

С.Я.Маршак «Как печатали книгу»

Прививаем интерес к чтению и авторам книг.

22.

Дифференциация звуков и букв:  

П – Б.

1

Понятие о парных согласных по глухости, звонкости.

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Почка – бочка, порт – борт

Снег падает, снежное поле, снежное покрывало, первые морозы

Развитие умений дифференциации оппозиционных фонем

23.

Звук и буква  Ф.

Л.т. Фото

1

Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Деление слов на слоги

Сравни две фотографии, опиши

Фото, фотоаппарат, фотограф, фотографировать, фотография - фотографии

Развитие зрительного внимания и контроля.

24.

Звук и буква  В.

Л.т. Л.т. Приметы зимы.

1

Характеристика звука. Понятия «звонкий согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Составление предложений с предлогами  В, НА, У

Слова: вол, волк, волки, волчонок, волчок, волчий

Предлог В

Развитие пространственных представлений

25.

Дифференциация звуков и букв:  

Ф – В

 Л.т. Фамилии людей.

1

Большая буква в начале слова

Происхождение фамилий

Звуковой и слоговой анализ слов

Федя, Федин, Фома, Фомин,

Иван, Иванов, Волк, Волков

Игра «Чьи вещи?»

Развитие навыков словообразования и словоизменения

26.

Звук и буква  Т.

Л.т. Ткани. Одежда.

1

Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Обогащение словарного запаса.

Предлоги  В, У.

Ткань, ткани, ткач, ткачиха

Ситцевая, льняная, вязанная

Развитие любознательности.

27.

Звук и буква  Д.

Л.т. Дом. Семья.

1

Характеристика звука. Понятия «звонкий согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Звуковой и слоговой анализ слов   В.Осеев «Просто старушка».

Предлог У.

Дом, домик, домашний, домовничать, домашние животные, домашние дела, дедушка - дедушкин

Прививаем уважительное отношение к старшим.

28.

Дифференциация звуков и букв:  

Т – Д.

Л.т. Труд людей.

1

Парные согласные звуки по глухости – звонкости.

Ищем пропавшую букву в начале, середине, конце слова

Тима, Дима, точка, дочка,

уточка, удочка, день, тень

труд, трудно, трудиться,

трудовой, трудности

Прививаем уважительное отношение к труду людей

29.

Звук и буква  К.

Л.т. Кормушка для птиц.

1

Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Дифференциация понятий: слово, слог, звук, буква.

Корм, кормить, кормушка

Слова для звукового анализа: кто, кот, крот, киты

Прививаем любовь к природе.

Пальчиковый театр

30.

Звук и буква  Г.

Л.т. Времена года.

1

Характеристика звука. Понятия «звонкий согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Сказка «Старик – годовик»

Год, года, годовой, годик

Звуковой анализ слов: гора, горка, горочка, пригорок.

Развиваем навыки составления предложений.

31.

Дифференциация звуков и букв:  

К – Г. 

Л.т. Круглый год.

1

Понятие о парных согласных по глухости, звонкости

Сказка «Старик – годовик»

Куст, густ, кость, гость,

горка, корка, сток, стог, галька, калька 

Развитие умений дифференциации оппозиционных фонем

32.

Звук и буква  Х.

Л.т. Хлеб

1

Характеристика звука. Понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий» согласный.

Загадки о зерне, хлебе.

Пословицы и поговорки о хлебе.

После, между, за.

Хлеб, хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебные крошки

Сеять, косить, молотить, жать, убирать хлеб

Прививаем бережное отношение к хлебу.

Рисунки.

33.

Дифференциация звуков и букв:  

К – Г - Х.

Л.т. Новый год.

1

Развиваем умения выделять и давать характеристику оппозиционным звукам. Загадки о зиме, новом годе, елке.

Мок, мог, мох, код, год, ход

Коля, ледяная корка, ледяная горка, холод, холодный.

Согласование прилагательных с существительными

34.

Звук и буква  С.

Л.т. Сад. Садовые растения

1

Характеристика звука. Понятие «глухой согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный              

Составление устного рассказа.

Предлоги ПОД, НАД

Слова: сад, сады, садик, Соня, скамейка, садовод, садовник, сажать, посадить

Работа над дикцией

Обогащение словарного запаса.

35.

Звук и буква  З.

Л.т. Зимние забавы детей.

1

Характеристика звука. Понятие «звонкий согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный              

Понятие о родственных словах

Родственные слова.

Включение слов в предложения

Зима, зимушка, зимние, зимовать, зимующие, Зина,

Зоя, замерзнуть, слепить, заехать, заболеть.

Развитие навыков описания. Развитие логического мышления.

36.

Дифференциация звуков и букв:  

С – З

Л.т. Зимние забавы детей

1

Понятие о парных согласных по глухости, звонкости

Словосочетания с предлогом ЗА, С.

Слова: соя – Зоя, сайка – зайка, лиса – Лиза

Снегокат, съехать с горки

Развитие внимания к оппозиционным звукам.

37.

Звук и буква  Ц.

Л.т. Где растут цветы зимой?

1

Характеристика звука. Понятие «глухой, твердый согласный».              Правописание ЦЫ, ЦИ

Название комнатных и оранжерейных цветов

Анализ слов: цирк, цыпленок

Развитие навыков рисования пальчиковыми красками.

38.

Дифференциация звуков и букв:  

С – Ц; Т – Ц

Л.т. Свет и цвет.

1-2

Добавь пропущенное словечко со звуками  С, Ц, Т

Впиши нужную букву.

Цветик – семицветик, цветные, разноцветные

Светит, светило, цветет

Пропедевтика  акустической дисграфии

39.

Гласные II ряда после

согласных.

Дифференциация а-я, о-ё, у-ю

Л.т. Слова – признаки.

3

Обозначение мягкости согласных на письме

Значение слов: мал, мял, мол, мёл

Слова со звуками и буквами, пройденными в классе и на логопедических занятиях 

Развиваем навыки чтения слов с гласными I-II ряда

40.

Звук и буква  Ш.

Л.т. День защитника Отечества.

1

Характеристика звука. Понятие «глухой, твердый согласный».              Правописание: ШИ

Слова: шины, машина,  малыши, карандаши.

Дядя Степа – старшина.

Читаем о хороших людях.

Активизация словаря.

41.

Звук и буква  Ж.

Л.т. Опиши животное.

1

Характеристика звука. Понятие «звонкий, твердый согласный».              Правописание: ЖИ

Ежи, моржи, жирафы

Опиши зверя по плану.

Где они живут?

Пополняем лексику словами – признаками.

42.

Дифференциация звуков и букв:  

                     Ш – Ж

Л.т. Мамин день.

1

Правописание слов со слогами ШИ, ЖИ, шипящими на конце слова.

Печатаем слова с ШИ, ЖИ

Шил, жил, шест, жест

Читаем стихи о мамах и бабушках.

Пропедевтика  дисорфографии.

43.

Дифференциация звуков и букв

С – Ш

Л.т. Ранняя весна.

1

Сравнительная артикуляция звуков.

Определение последовательности  и количества звуков в словах: усы, уши, Мишка, миска, веснушка.

Сосульки, солнце, веснушки

Светит, пришла, крошится

Ранняя весна, шустрые воробышки, весенний шум

Пополняем лексику словосочетаниями по типу согласования.

44.

Дифференциация звуков и букв

З – Ж

Л.т. Первоцветы.

1

Восстановление деформированных предложений с буквами З - Ж

Устный рассказ.

Подснежники, проталины, лужи, Зина, Женя, узнал,

Звонкий ручеёк, зеленеет

Пропедевтика  акустической дисграфии

45.

Звук и буква  Ч.

Л.т. Чайные слова.

1

Характеристика звука. Понятие «глухой, мягкий согласный».              Правописание слов со слогами ЧА, ЧУ, ЧН, ЧК.

Родственные слова для слова ЧАЙ

Ст. «Речка бежала весной»

Развитие навыков словообразования, словоизменения.

46.

Дифференциация звуков и букв:  

                       Ч - Ш.

Как хорошо уметь читать!

1

Правописание слов со слогами

ЧА -  ЩА, ЧУ – ЩУ, ШИ.

шипящими в конце слова.

Читаем и пересказываем скороговорки, пословицы, поговорки о чтении, книгах.

Автоматизация техники чтения.

Развитие памяти.

47.

Звук и буква  Щ.

Л.т. Мамины помощники.

1

Характеристика звука. Понятие «глухой, мягкий согласный».              правописание слов со слогами ЩА, ЩУ, ЩН, шипящими в конце слова

Составляем устные рассказы по серии картин.

Придумываем название.

Определение последовательности

событий.

48.

Дифференциация звуков и букв:  

                     Ш – Щ. Л.т. Мамины помощники.

1

Сравниваем буквы, их элементы

Составляем слова из рассыпанных букв.

Шесть щенят, шесть щёток

Пищит, трещит, плещет

Пропедевтика оптической дисграфии

49.

Дифференциация звуков и букв:  

                     Щ – Ч.

 Слова – действия.

1

Правописание слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЩН, шипящими в конце слова

Лещ, лещи, ключ, ключи, плащ, плащи, щука, щуки,

щучка, речка, помощники

Пропедевтика акустической

дисграфии.

50.

Зачем нам нужен Ь знак?

Сказка о мягком знаке.

2

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь

Лось, кон, конь, коньки

Читаем отрывок из сказки о Ь знаке.

Обозначение мягкости согласных.

51

Звук и буква  Л.

Ь в конце слова

Л.т. Весна в лесу.

1

Характеристика звука. Понятие «звонкий согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный». Выделение звука в разных позициях.

Слова: угол-уголь, мол-моль

полка - полька

Загадки и стихи о весне.

Развитие навыков чтения и пересказа прочитанного.

52.

Звук и буква  Р.

Л.т. Транспорт.

1

Характеристика звука. Понятие «звонкий согласный». Дифференциация «твердый – мягкий согласный». Выделение звука в разных позициях.

Наземный, подземный, воздушный транспорт.

Ехать - доехать, лететь – долететь, плыть – доплыть.

Развитие дикции.

Автоматизация навыков чтения.

Работа над дикцией.

53.

Дифференциация звуков и букв:  

                     Л – Р.

Л.т. Апрель, апрель!

1

Восстановление деформированных предложений с буквами Л, Р.

Загадки, скороговорки.

 Лара, Рома, лучи, ручьи,

грачи, скворцы, скворечник.

Журчат, кричат, чирикают.

Составление устного рассказа по вопросам.

54.

Итоговое занятие.

Все пройденные буквы.

1

Составление устного рассказа по опорным картинкам и словам

Рассказ «Мой домашний любимец»

Развитие навыков связной речи.

Развитие логического мышления.

Календарно-тематический план

2017/2018учебный год.

Тема занятия

Запланировано

дата проведения

Примечание

1.

Вводно-организационное занятие

2.

Делу - время

3.

Мир вокруг нас

4.

Речь и предложение

5.

Предложение и слово

6.

Предложение и слово

7

Слово и слог

8

Слово и слог

9

Ударение

10

Ударение

11

Звуки речи

12

Гласные звуки

13

Звук и буква А

14

Звук и буква У

15

Звук и буква О

16

Звук и буква Ы

17

Гласные I ряда

18

Звук и буква  И

19

Дифференциация звуков и букв:   Ы – И.

20

Звук и буква  Й.

21

Гласные II ряда

22

Йотированные гласные в начале

слова и после гласных. Буква Е

23

Йотированные гласные в начале

слова и после гласных. Буква Ё

24

Йотированные гласные в начале

слова и после гласных. Буква Я

 

25

Йотированные гласные в начале

слова и после гласных. Буква Ю

26

Звук и буква  П.

27

Звук и буква  Б.

28

Дифференциация звуков и букв:   П - Б

29

Звук и буква  Ф

30

Звук и буква  В

31

Дифференциация звуков и букв:   Ф-В

32

Звук и буква  Т.

33

Звук и буква  Д.

34

Дифференциация звуков и букв:   Т - Д

35

Звук и буква  К.

36

Звук и буква  Г.

37

Дифференциация звуков и букв:   К - Г

38

Звук и буква  Х.

39

Дифференциация звуков и букв:   К – Г - Х

40

Звук и буква  С.

41

Звук и буква  З.

42

Дифференциация звуков и букв:   С - З

43

Звук и буква  Ц

44

Дифференциация звуков и букв:   С – Ц

45

Дифференциация звуков и букв:   Т – Ц

 

46

Гласные II ряда после согласных.

 Дифференциация  А - Я

47

Гласные II ряда после согласных.

 Дифференциация  О - Ё

48

Гласные II ряда после согласных.

 Дифференциация  У - Ю

49

Звук и буква  Ш

50

Звук и буква  Ж

51

Дифференциация звуков и букв:  

                     Ш – Ж

52

Дифференциация звуков и букв:  

                     С-  Ш

53

Дифференциация звуков и букв:  

                     З – Ж

54

Звук и буква  Ч.

55

Дифференциация звуков и букв:  

                     Ш – Ч.

56

Звук и буква  Щ.

57

Дифференциация звуков и букв:  

                     Ш – Щ.

58

Дифференциация звуков и букв:  

                     Щ – Ч.

59

Зачем нам нужен Ь знак?

60

Зачем нам нужен Ь знак?

61

Звук и буква  Л.

62

Звук и буква  Р.

63

Дифференциация звуков и букв:  Л -Р

64

Итоговое занятие.

Все пройденные буквы.

Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ (ФФН)

У учащихся данной категории наблюдаются  трудности усвоения программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности  всей звуковой стороны речи, создающей препятствия для формирования предпосылок успешного овладения грамотой.

Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  • Дефектное произношение сложных звуков и оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся от 2 до 15 звуков (очень редко).
  • Чаще всего наблюдаются замены и/или смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству в группах: лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), звонкие – глухие согласные, соноры, свистящие и шипящие, аффрикаты; смешиваются между собой, не только они, но и составляющие их компоненты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС, ЛЬ-РЬ, ЛЬ-Й, Л-Р)
  • Нарушение звуконаполняемости в  словах
  • Недостаточная сформированность, в более тяжелых случаях — несформированность

фонематических процессов.

  • Нарушение просодических компонентов речи: темп, тембр, мелодика

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  1. Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
  2. Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
  3. Трудности овладения письмом и чтением, наличие специфических логопедических ошибок на фоне большого количества орфографических.

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы

Проявления речевого недоразвития речи у учеников описываемой категории выражены в большинстве случаев нерезко. Однако при углубленном обследовании отмечаются бедность словарного запаса  и незначительная задержка в формировании грамматического строя. Например, в речи учащихся встречаются  отдельные ошибки в падежных окончаниях,  употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными, в образовании притяжательных прилагательных

  • Вследствие этого у первоклассников наблюдаются:
  1. Недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя.
  2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами
  3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

Психологические особенности.

  1. Неустойчивое, нестабильное и иссякающее  внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Наблюдаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно – образного мышления учащиеся затрудняются в понимании абстрактных понятий и отношений
  5. Недостаточная способность к запоминанию материала, изложенного в вербальной форме.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

  • Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

1.Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

2.Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; умение работать в определенном темпе).

3.Медленное формирование функции контроля деятельности.


Приложение 2

Основные направления работы

  1. Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия. Коррекция дефектов произношения.

  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, обобщающих понятий, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  1. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций 

Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  1. Формирование связной речи:
  • Развитие навыков построения связного высказывания и смысловой культуры высказывания.
  • Установление логики, программирование смысла  высказывания: определение связности, последовательности, причинно-следственных отношений, скрытого смысла, переносного значения. 
  • Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (описание, повествование, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины, серии  сюжетных  картин).

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

устойчивости внимания; наблюдательности, особенно к языковым явлениям; способности к запоминанию, способности к переключению;

развитие навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности, произвольности общения и поведения.


Приложение 3

Формирование полноценных учебных умений

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе: умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации

учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  • составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии);
  • соблюдение речевого этикета при общении: обращение, просьба, диалог. Вежливое обращение к окружающим: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...