Преемственность работы детского сада и начальной школы
статья по логопедии на тему

Жарёнова Ольга Юрьевна

В работе говорится о преемственности работы детского сада и школы, о взаимодействии педагогов и родителей, раскрываются общие цели и задачи образования дошкольников и младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_rabote_detskogo_sada_i_shkoly.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность работы детского сада и начальной школы.

Жарёнова Ольга Юрьевна

учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 60»

Современная школа претерпевает постоянные изменения, и это напрямую связано с ростом требований к детям, которые впервые приходят в школу. Поступление ребёнка в школу является важным периодом в его жизни. Он подводит итог дошкольного детства, меняет социальную ситуацию его развития. Однако, для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребёнок должен быть готов к новой деятельности со взрослыми и сверстниками, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неготовность ребёнка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, в повышенной школьной тревожности. Чтобы этого избежать во многих школах проводится психологическое обследование детей при поступлении в 1 класс. В процессе обследования определяется насколько ребенок готов к обучению в школе.

Необходимо знать, что под «готовностью к школе имеются ввиду не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным».

Педагоги и психологи выделяют следующие стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, социально-нравственную (или эмоционально-социальную) и мотивационную. Все эти компоненты объединены в понятие общей готовности к школьному обучению.

Для формирования у дошкольника общей готовности к обучению необходимо тесное взаимодействие педагогов детского сада и школы, которое является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных и образовательных воздействий.

Такая преемственная связь отражена в ФГТ и ФГОС.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

- воспитание нравственного человека;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

-индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия:

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

В психолого-педагогической литературе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Преемственность включает в себя:

  1. определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования,
  2. связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, сохраняющая самоценность дошкольного детства, формирующая фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит  действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а  не  игнорирует) накопленный им потенциал.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не  просто к новому, а  именно к новым требованиям следующей ступени образования.

Преемственность  между дошкольной и школьной ступенями образования позволит не только лучше осуществить подготовку детей к обучению, но и даст возможность сделать период адаптации более быстрым и успешным.

В структуре образовательной программы детского сада включён раздел “Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. в этом разделе обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем, также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу. (портрет выпускника ДОУ, что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;

- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Программа сотрудничества.

Взаимодействие педагогов:

  1. совместные педагогические советы
  2. совместные семинары, круглые столы
  3. взаимодействие учителей-логопедов, психологов д/с и школы
  4. изучение и анализ нормативных документов, программ начальной школы и детского сада.
  5. совместное проведение родительских собраний в детском саду.
  6. консультации.
  7. проведение диагностики по определению готовности детей к школе
  8. отчёт учителей об адаптации первоклассников.
  9. посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп,
  10. посещение воспитателями д/с открытых уроков в 1-х классах.

Работа с детьми: 

  1. экскурсии дошкольников в школу (в библиотеку, школьный музей)
  2.  взаимопосещения воспитаниками д/с школьных мероприятий, учащимися нач. классов мероприятий д/с
  3. участие в совместных мероприятиях («Весёлые старты», «В мире дорожных знаков», проектной деятельности и т.д.)
  4. организация совместных выставок рисунков, поделок детей детского сада и учеников первых классов.
  5. «Школа будущего первоклассника»
  6. встречи и беседы с бывшими выпускниками детского сада

Работа с родителями:

  1. совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы
  2. круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  3. родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  4.  консультации с педагогами ДОУ и школы;
  5. встречи родителей с будущими учителями;
  6. дни открытых дверей;
  7. анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Литература

  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребёнок к школе.- М.: Знание, 1994.- 192 с.
  2.  Должикова Р. А., Федосимов Г. М.  «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008
  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //Содержание образования в двенадцатилетней школе. -М., 2000.-С. 3-25.
  4. Лунегова Татьяна «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС». Htth://www.maam/ru/users        22 февраля 2013
  5. Слободчиков В. И., Короткова Н. А. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция/М., 2005
  6. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971.-№ 4.
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655
  8. Федеральный образовательный государственный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и начальной школы.

В работе проведено сравнение ФГТ и ФГОС НОО, предложен план проведения совместных педагогических мероприятий....

Преемственность между детским садом и начальной школой.

Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.  О проблемах  преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...

проект " «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.         Отличительной чертой развития образовательной системы на совре...