проект " «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
методическая разработка
Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gurkova.docx | 65.85 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЛЕСОСИБИРСКА
Школа резерва управленческих кадров
в системе муниципального образования
Выпускной проект
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
Выполнила Гуркова В. М.
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 5»
Заслушан на заседании школьного
методического объединения
учителей начальной школы.
Рекомендован к использованию
в деятельности образовательного
учреждения.
И. о. директора школы: Зимарева Н. С.
Лесосибирск, 2019 г.
От того, как будет чувствовать
себя ребенок, поднимаясь на первую
ступеньку познания, что он будет
переживать зависит весь его дальнейший
путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Аннотация проекта
Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. С введением федерального государственного стандарта ДО и НОО необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу приоритетов развития образования в России. Детский сад и начальная школа должны осуществлять совместную целенаправленную работу по обеспечению успешной адаптации выпускников дошкольной организации в первом классе. Для этого целесообразно использовать единые требования и подходы к образовательному процессу, которые ориентируют на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основная идея проекта — выделение факторов, влияющих на процесс адаптации и составление на основе этого программы «От успеха в детском саду к успеху в школе», которая позволит значительно улучшить процесс адаптации первоклассников к школе.
Работа по реализации проекта осуществляется через систематическую образовательную деятельность с педагогами, детьми и информационно – просветительскую работу с родителями.
В проекте принимают участие: педагоги ОО и ДОУ, дети подготовительных групп, первоклассники и члены их семей.
Проект долгосрочный.
Обоснование необходимости проекта
В северной части города Лесосибирска находятся три ДОУ: № 55 «Радость», № 34 «Колокольчик» и № 40 «Калинка» и две школы: «Основная общеобразовательная школа № 5» и «Средняя общеобразовательная школа № 6». Дети идут в школу по микроучасткам, закрепленным за каждым ОУ.
Основная часть дошкольников посещают детский сад. Но, не смотря на это, каждый год мы наблюдаем, что среди первоклассников есть группа детей, которые трудно адаптируются к школе. Статистические данные за 3 года показывают:
Уровень адаптации | 2016 – 2017 учебный год | 2017 – 2018 учебный год | 2018 – 2019 учебный год |
Высокий | 21 чел./28% | 36 чел./51% | 37 чел./46% |
Средний | 31 чел./42% | 19 чел./27% | 18 чел./22% |
Низкий | 22 чел./30% | 16 чел./22% | 26 чел./32% |
Из статистических данных видно, что количество первоклассников, которые имеют низкий уровень адаптации, увеличивается. Поэтому существует необходимость в организации совместной работы ОУ с ДОУ, чтобы процесс адаптации детей к школе протекал более успешно, и снизилось количество детей с низким уровнем адаптации.
Гипотеза:
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы» обеспечит эффективность процесса адаптации.
Цель проекта: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выделить факторы, которые влияют на процесс адаптации.
3. Разработать и реализовать программу «От успеха в детском саду к успеху в школе».
4. Провести мониторинг процесса адаптации детей к школе.
Методы достижения поставленной цели:
- изучение литературы;
-сравнительный анализ;
- проектирование;
- составление программы;
- мониторинг адаптации первоклассников к школе
Деятельность по реализации проекта осуществляется по трем основным направлениям:
Методическая работа с педагогами: | Работа с детьми: | Работа с родителями: |
Семинары-практикумы по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе. Взаимопосещение занятий в ДОУ и ОО. Разработка сопроводительной карты дошкольника. | Знакомство детей со школой, учителями. Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. Школа будущего первоклассника. | Совместное проведение родительских собраний. Проведение дней открытых дверей. Посещение уроков и адаптационных занятий родителями. Консультации логопеда и психолога. Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований. |
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Временные: сентябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г.
Информационные: методическая источники.
Человеческие: педагогические кадры, родители, узкие специалисты, педагоги дополнительного образования школы.
Организационные: методисты ДОУ, заместитель директора по УВР.
Материально – технические: оснащенность образовательных организации, на базе которых происходит реализация проекта.
Партнерами проекта являются: ДОУ №55,40,34, «СОШ № 6»
Целевая аудитория:
- дошкольники
- первоклассники
- родители первоклассников
Работа по реализации проекта проводится поэтапно:
- Подготовительный (апрель - май)
На этом этапе происходит изучение литературы по теме исследования, выявление факторов влияющих на успешную адаптацию к школе. Ознакомление с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации
Вид адаптации | Этапы адаптации | Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка |
Социально-психологическая адаптация | 1-я группа – 1–2 месяца (56% первоклассников) | Трудности выполнения правил поведения, сложности в контактах со сверстниками и с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность |
2-я группа – 3–4 месяца (30%) | ||
3-я группа – не адаптируются (14%) | ||
Физиологическая адаптация | Этап 1 – "физиологическая буря" – 2–3 недели | Низкий уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность концентрации внимания, низкий произвольный контроль деятельности, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. п.), обострение хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозоподобных расстройств |
Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели | ||
Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) – 1–2 недели |
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- Положительное отношение к школе (Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой»)
- Низкий уровень тревожности (анкета для учителя и родителей)
- Наличие учебной мотивации (карта наблюдений М. Р. Битяновой)
- Усвоение учебной программы (листы достижений по предметам)
- Эмоциональная сфера ребенка (Методика «Домики» О. А. Ореховой, «Карта настроения» ЦОКО)
- Отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья (данные медицинского работника, наблюдение со стороны родителей и педагога)
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.
Проанализировав литературу по теме исследования, были выделены факторы, которые влияют на адаптацию к школе. Среди перечисленных факторов есть те, на устранение которых мы можем повлиять и те на которые мы не можем повлиять. (данные представлены в таблице)
Факторы | Можем повлиять | Не можем повлиять |
Возраст начала систематического обучения. | + | |
Состояние здоровья ребенка. | + | + |
Готовность ребенка к началу систематического обучения. | + | |
Содержание обучения и методика преподавания (позиция учителя, стиль общения с учениками, создание положительного микроклимата в школьном коллективе) | + | |
Предварительное пребывание детей в детском саду. | + | |
Семейные отношения. | + |
2. Проектировочный (март).
Включает составление программы «От успеха в детском саду к успеху в школе»
- содержание обучения и методика преподавания (организация образовательного процесса)
Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Мероприятия: | Цель мероприятия: | Участники |
Круглый стол для педагогов СОШ №6, ООШ №5, ДОУ Новоенисейска, "Преемственность программ ДО – НОО» (сентябрь 2019 г.) | Ознакомление с ФГОС ДО и ФГОС НОО | Завучи, педагоги, воспитатели, методисты |
Изучение нормативных документов ДОУ (планируемые результаты, портрет выпускника ДОУ) (сентябрь 2019 г.) | Выявление точек соприкосновения ФГОС ДО и ФГОС НОО | Завуч, методисты, педагоги |
Создание информационных карт о дошкольниках. (сентябрь – октябрь 2019 г.) | Создание сопроводительной карты на ученика. | Методисты ДО |
Круглый стол (передача детей) (май2020 г.) | Выявление уровня подготовки к обучению в школе у воспитанников подготовительных групп. (характеристика, карты детей) | Завуч, методисты, педагоги, воспитатели. |
«Школа будущего первоклассника» (апрель – май 2020 г.) | Создание условий для лучшей адаптации детей к школе в условиях систематического обучения. | Педагоги |
Организация совместных занятий (воспитатель - педагог) (ноябрь – март 2019 – 20 гг.) | Создание условий для организации разнообразного по содержанию и формам сотрудничества. | Педагоги, воспитатели. |
Организация образовательного процесса (соответствие возрастным особенностям, уроки проводить в игровой форме, создание микроклимата) (сентябрь – ноябрь 2020 г.) | Создание условий для лучшей адаптации детей к школе в условиях систематического обучения. | Педагоги. |
День открытых уроков. (ноябрь 2020 г.) | Оценка адаптации обучающихся. | Педагоги, завуч. |
Семинар для педагогов и воспитателей «Итоги преемственности» (ноябрь 2020 г.) | Обсуждение результатов адаптационного периода, рекомендации для педагогов ДО, составление плана дальнейшего сопровождения группы обучающихся с дезадаптацией. | Педагоги, завуч, воспитатели, методисты. |
- состояние здоровья:
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья. Физическая готовность к обучению – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений .
Мероприятия:
Содержание | Цель | Участники |
Медицинский осмотр детей (за год до поступления в школу) (сентябрь 2019 г.) | Выделение группы детей, с целью проведения оздоровительных мероприятий. | Медицинские работники, воспитатели, родители. |
Рекомендации родителям (сентябрь 2019 г.) | Проведение оздоровительных мероприятий | Медицинский работник |
Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников (медицинский осмотр детей, поступающих в школу; мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников; диагностика устной и письменной речи) (сентябрь 2020 г.) | Выделение группы риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. | Медицинский работник, логопед, психолог |
Организация щадящего режима труда и отдыха (смена видов деятельности, организация динамических пауз, распределение нагрузки на уроке и в течение недели, пятидневный режим обучения, «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса. облегчённый день в середине учебной недели) (сентябрь – ноябрь 2020 г.) | Проведение мероприятий поддерживающих и укрепляющих здоровье детей. | Педагоги, родители |
Организация спортивных соревнований (в течение года) | Проведение мероприятий поддерживающих и укрепляющих здоровье детей. | Воспитатели, педагоги |
- эмоциональная поддержка ребенка родителями
В работах психологов утверждается, что семейные отношения влияют на процесс адаптации первоклассников. Психологи Я.Л.Коломинский и А.А.Панько считают, что для того чтобы период адаптации к школе прошел относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
Мероприятия:
Содержание | Цель | Участники |
Изучение условий жизни ребёнка в семье. (май 2020г.) | Создание социального паспорта. | Воспитатель, педагог. Социальный педагог |
Оформление «Уголка для родителей» в детском саду (в течение года) | Информирование родителей. | Педагоги, воспитатели, психолог, логопед. |
Собрания для родителей, будущих первоклассников. (март, август 2020 г. ) | Информирование родителей. | Педагоги, логопед, психолог. |
Коллективные и индивидуальные консультации для родителей. (в течение года) | Оказание профессиональной помощи родителям будущих первоклассников. | Педагог, психолог, логопед |
Организация совместной деятельности педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе. (сентябрь – ноябрь 2020 г.) | Привлечение родителей к организации жизни первоклассников в школе. | Педагоги, родителя. |
3. Практический (сентябрь - май)
На практическом этапе проходит реализация программы «От успеха в детском саду к успеху в школе»
Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации (конец 1 четверти)
В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
4. Аналитико – коррекционный (ноябрь)
Определяет проблемы и перспективы данного проекта, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений, через:
- анализ мониторинга школьной адаптации
- коррекция содержания программы по необходимости.
Риски.
1.Отказ от сотрудничества воспитателей и методистов ДОУ, родителей;
2.Недостаточная материально-техническая база ОО, ДОУ;
3.Отсутствие некоторых узких специалистов;
4.Не все дети, участвовавшие в проекте, будут обучаться в данной ОО;
5. В ОО будут обучаться дети, которые не принимали участие в проекте по преемственности.
Ожидаемые результаты
1.85% обучающихся пройдут успешно адаптацию.
2.Снижение процента первоклассников с низким уровнем адаптации с 30 % до 15%
3.Создание единого воспитательного пространства, нормативного и методического поля для сетевого взаимодействия между детскими садами и школой.
Дальнейшее развитие проекта
- Данный проект можно использовать ежегодно с небольшими изменениями в механизме реализации проекта, т. к. дети и родители каждый год будут другие.
- Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован другими образовательными учреждениями города.
- Информацию о результатах деятельности можно увидеть: на школьном сайте и на оформленном уголке в подготовительной группе детских садов.
Используемые источники:
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
Психологически особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: дис. канд. псих. наук.- М., 1992. 6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.
. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М., 2010.
. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.
Безруких М. М. Ребенок идет в школу: учеб. Пособие/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – 4-е изд., перераб. – М.: Академия, 2000. – 247с.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ВОПРОСУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ ШКОЛЫ
- Закон об образовании
- Семейный кодекс РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция модернизации Российского образования
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
- Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
- Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и начальной школы.
В работе проведено сравнение ФГТ и ФГОС НОО, предложен план проведения совместных педагогических мероприятий....
Преемственность между детским садом и начальной школой.
Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ. О проблемах преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...
Преемственность работы детского сада и начальной школы
В работе говорится о преемственности работы детского сада и школы, о взаимодействии педагогов и родителей, раскрываются общие цели и задачи образования дошкольников и младших школьников....
Реализация программы преемственности детского сада и начальной школы в условиях комплекса «начальная школа – детский сад»
Это текст выступления на городском форуме "Августовские чтения" с презентацией...
Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...