Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Михайлова Алёна Геннадьевна
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ​ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
 
Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор​рекционных школ, студентам дефектологических факульте​тов, педагогам коррекционных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_3.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Тема: КОРЕНЬ СЛОВА

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с понятиями «корень слова», «сложное слово»
  2. Тренировать в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова
  3. Закреплять у детей навыки словообразования

Ход занятия:

  1. Оргмомент
  1. Работа над развитием памяти

  • Запомните и повторите в той же последовательности ряды слов

  • Соль, солить, солянка, соленый, рассол

  • Шипы, шиповник, зашиповать, шиповки

  • Маленький, мало, малявка, малыш

  1. Основная часть
  1. Работа  с текстом

  • Послушайте текст. Назовите слова с общим корнем. Являются ли эти слова только однокоренными или еще и родственными?

Рос.

Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротким, почти незаметным. Большие слова его не замечали, в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно стало слову РОС, и пошло оно к царице Грамматике. Стало слово РОС делиться своим горем и просить помочь ему. Уж очень хотелось слову немного ПОДРАСТИ. Пожалела повелительница слово и посадила его в землю, как зернышко, потом полила волшебной водичкой, и … стало слово РАСТИ.

Прошло немного времени, и из земли показался РОСТОК. Рос РОСТОК, РАЗВИВАЛСЯ и превратился в маленькое деревце. Солнышко его грело, дождик поливал, и вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо-дерево, а вместо листочков на нем висят слова.

  • Подумайте и скажите, какие слова выросли на чудесном дереве?

  1. Запись родственных слов из сказки и обозначение корня

  • Запишите слова из сказки (запись на доске) и укажите корень в родственных словах

  1. Работа над словосочетанием

  • Прочитайте словосочетания и запишите только те, которые допустимы в речи (работа на карточках)


  • Словосочетания:

МАСЛИТЬ МАСЛОМ                ПЕТЬ ПЕСНИ                ЯСНО ОБЪСНИТЬ

СТАРЫЙ СТАРИК                ЖАРИТЬ ЖАРКОЕ        ВИТЬСЯ ВЬЮНОМ         

РАБОТАТЬ РАБОТУ                ПИСАТЬ ПИСЬМО        КРИКОМ КРИЧАТЬ

ВАРИТЬ ВАРЕНЬЕ                ГЛАЗЕТЬ ГЛАЗАМИ        НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА

ДЕЛАТЬ ДЕЛО                        ТОЧИТЬ ТОЧИЛКОЙ        УГОЩАТЬ ГОСТЯ

ЗАКОНЧИТЬ ДО КОНЦА        КОСИТЬ КОСОЙ        ОТКУСИТЬ КУСОЧЕК

  • Найдите выражения, имеющие переносный смысл (устойчивые выражения, афоризмы), объясните их значение

  1. Знакомство со сложными словами. Знакомство со сложным способом словообразования

  • Вы все прекрасно знаете, что самая главная часть в слове – корень. Но бывает так, что в слове встречается две главные части. Кто главнее? Что делать? А может, они обе равны и находятся в равном положении?

  1. Послушайте стихотворение и попробуйте найти такие слова

Семеро в отделе – все при деле!

Пустовед поправляет берет.

Пустодел горделиво глядел.

Пустолей призывал: «Быстрей!»

Пустотес заострял вопрос,

Пустомол наполнял котел,

Пустовар нагонял жар.

Пустосчет вел всему учет….

К небу дым густой, а котел пустой!

  • Перечислите всех работников отдела (пустовар, пустовед, пустодел, пустолей, пустотес, пустомол, пустосчет)

  • Что могут обозначать эти слова?

  1. Соотнесение сложных слов со схемой для их обозначения

  • Сложные слова имеют два равноправных корня, которые обозначаются так же, как и в словах с одним корнем. Между корнями бывают соединительные гласные О или Ё, которые скрепляют корни (на доску выставляется веселое пособие «Сложные слова»)

  1. Развитие умения образования сложных слов (зад. 7, с. 5)

  • Соедините линиями «поссорившиеся» корни. Составьте сложные слова  при помощи гласных О-Ё. Запишите их, укажите корни. Прочитайте получившиеся сложные слова. Что они обозначают?

ПАР-                        -ХОД

ПОЛ-                        -ВАР

САМ-                -ТЁР

ЛЁД-                        -ЛЁТ

ПЫЛЬ-                -СОС

  1. Работа на уровне предложения (зад. 8, с. 5)

  • Прочитайте предложения. Найдите сложные слова. Выпишите их и укажите корни

На реке начался ледоход.

На пасеку приехал пчеловод.

Маша чистит ковер пылесосом.

Сталевар варит сталь.

Во дворе работает снегоуборочная машина.

По болоту едет вездеход.

Пассажирский самолет набирает высоту.

Высоко в горах прошел сильный снегопад.

  1.  Работа по формированию навыков слухового анализа и синтеза

  • Послушайте предложения. Найдите в них сложные слова. Укажите, от каких слов они образованы и какая гласная соединяет корни этих сложных слов.

Образец: снегопад=снег+падать, соединительная гласная О

                Уже начался сенокос.

Красив осенний листопад.

Лесорубы вернулись домой.

Издалека слышится шум водопада.

Пешеходы переходят улицу.

Мореплаватель сошел на берег неизвестного острова.

Путешественники рассказали о дальних странах.

  1. Итог занятия
  • Что такое корень? Приведите примеры сложных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...