Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Михайлова Алёна Геннадьевна
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ​ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
 
Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор​рекционных школ, студентам дефектологических факульте​тов, педагогам коррекционных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_7.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 7.

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСОВ

ЦЕЛИ:

  1. Развивать у детей навыки словообразования при помощи суффиксов
  2. Закреплять знания о правописании суффиксов
  3. Познакомить детей со значениями суффиксов.
  4. Устранять аграмматизм устной речи.
  5. Развивать логическое мышление, слуховую память

Ход занятия:

  1. Оргмомент
  1. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (зад. 6, с. 9)
  • К нам пришли куклы. Эти куклы маленькие, и они любят маленькие предметы. Рассмотрите картинки и запишите их названия. Укажите в словах суффиксы.

Картинки: куколка, лошадка, мишка.

  1. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске

  1. Основная часть.
  1. Знакомство с понятием «суффикс». Знакомство со значением некоторых суффиксов
  • Во всех словах, обозначающих маленькие предметы, встречался суффикс -К-. суффикс служит для образования новых слов и чаще всего стоит после корня.
  1. Развитие слухового внимания

  • Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе

В давние-давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные. А доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.

Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, если он  за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот пообещал помочь.

На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и … (логопед называет предметы, а дети досказывают ему, каким он стал) Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.

Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна. А жители города еще долго пересказывали эту историю, передавая ее от детей к внукам.

  1. Знакомство с суффиксами -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -УШК-, -ЮШК-, -ИНЬК-, имеющими уменьшително0ласкательное значение
  • Куклы принесли с собой любимые сказки с картинками. Они хотят вам показать картинки и просят назвать героев сказок ласково

Картинки: заюшка, лисонька, дедушка, бабушка, медведюшка, ежинька, тетушка, дядюшка, лошадушка

  1. Запись слов из предыдущего задания и обозначение суффиксов, при помощи которых образованы эти слова (работа на доске)
  2. Знакомство с суффиксами -ЧИК-, -ЩИК-.
  • Куклы пригласили к нам в гости и другие суффиксы. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют
  • Кто помогает на вокзале носить вещи?
  • Кто чистит нашу обувь?
  • Кто носит специальную форму и летает на самолете?
  • Кто дрессирует зверей?
  • Кто что-то налаживает?
  • Кто чинит водопровод?
  • Кто стреляет из пулемета?
  • Кто служит в ракетных войсках?
  • Кто косит газоны?
  • Что общего между всеми отгаданными словами? (это названия профессий)
  1. Припоминание суффиксов, используемых для образования названий профессий. Развитие навыков словообразования
  • Куклы познакомили вас со многими суффиксами. Теперь они просят вас отыскать эти части слов
  • Прочитайте слова на карточках и подумайте, какие суффиксы могли найти куклы в словах?

Слова на карточках:

  • Танкист, дирижер, пекарь
  • Таксист, жонглер, токарь
  • Фигурист, оратор, слесарь
  • Хоккеист, архитектор, пахарь
  1. Работа по обогащению словаря и дифференциации слов (работа на материале предыдущего задания)
  • Распределите слова, обозначающие названия различных профессий, на группы
  • Подумайте, сколько групп слов получится? По какому принципу вы их разделили?
  1. Работа на уровне теста. Закрепление умения суффиксального способа образования новых слов (зад. 7, с.9)
  • Прочитайте текст. Найдите слова. В которых есть суффиксы. Подчеркните слова с суффиксами, выделите суффиксы. Какую роль играют найденные в словах суффиксы?

Кот Васька и мышки.

Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.

  • В зависимости от возможностей детей можно также использовать для работы следующий текст:

Рысь.

По И.Соколову-Микитову

Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тихо качнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с ней играть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.

Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат, крупных зайцев, тяжелых глухарей. Много вреда приносит рысь.

  1. Итог занятия

  • Назовите из текста слова с суффиксами. Какое значение имеют эти суффиксы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...