Рабочая программа по логопедии "Профилактика дисграфии в 1 классе"
рабочая программа по логопедии на тему

Постовит Елена Михайловна

Рабочая программа по логопедии "Профилактика дисграфии в 1 классе" для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_rp_1.docx50.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  3. Адаптированная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга от «31» августа 2015 года;
  4. Учебный план ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
  5. Календарный учебный график ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.

Описание учебно-методического комплекта (УМК)

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Цель и задачи логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в 1 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в разделе 7 «Планируемые результаты освоения курса (предмета)» настоящей рабочей программы.

Цели обучения

Целью логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в 1 классе является: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи обучения

Основными задачами логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) является:

  • упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.


  1. Общая характеристика логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР)

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.


  1. Описание места логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в учебном плане

Коррекционная работа в школе V вида осуществляется в основном в группе,  логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенные логопедические нарушения.

Для выработки единого подхода к коррекционному развитию учащихся, логопед должен взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями учащихся, школьным психологом, воспитателем ГПД.

  Основной формой организации логопедической работы являются групповые  и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной  структурой речевого дефекта.  На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.

Для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1 классе программой предусмотрено групповых занятий 68 часов в год по 2 часа в неделю. Также по результатам обследования программа предусматривает форму индивидуальных занятий для учащихся, не усваивающих программу при групповых занятиях, требующих особое внимание при коррекционной работе логопеда.    

Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.);  на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

 Для осуществления контроля применяются текущий и  итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты.                


  1. Основное содержание логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР)

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Диагностика

4 часа

Звуки и буквы. Алфавит

28 часов

Слова

12 часов

Предложения

24 часа

Итого

68 часов

Содержание программы логопедических занятий в коррекционном классе способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

       Содержание  курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР)

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: _______

№ п/п

Тема логопедических занятий

Группа №1

Группа №2

Индивидуальные занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Раздел 1: Диагностика

Обследование речи детей

4

4

Раздел 2: Звуки и буквы. Алфавит

Гласные и согласные звуки и буквы

2

2

Гласные звуки и буквы

2

2

Согласные звуки и буквы

2

2

Слог. Деление на слоги. Ударение

2

2

Звукослоговый состав слова

2

2

Твердые и мягкие согласные

2

2

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю

4

4

Звонкие и глухие согласные

2

2

Дифференциация согласных б-п

2

2

Дифференциация согласных д-т

2

2

Дифференциация согласных г-к

2

2

Дифференциация согласных з-с

2

2

Дифференциация звонких и глухих согласных

2

2

Раздел 3: Слова

Работа над словом

2

2

Слова, обозначающие предмет

2

2

Слова, обозначающие действие предмета

2

2

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета

2

2

Слова, обозначающие признак предмета

2

2

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки

2

2

Раздел 4: Предложения

Дифференциация понятий предложение - слово

2

2

Простое двусоставное нераспространенное предложение

2

2

Распространение простого двусоставного предложения определением

2

2

Составление распространенных предложений

2

2

Работа с предлогами в, на

2

2

Работа с предлогами к, от

2

2

Работа с предлогами в – из, на – с (со)

2

2

Работа с предлогами около (у), из-за

2

2

Работа с предлогами над, под, по

2

2

Составление предложений

2

2

Составление рассказа

2

2

Текст. Работа над текстом

2

2



  1. Планируемые результаты изучения логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в 1 классе

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями;
  • владеть элементарными навыками пересказа, уметь составлять описательный рассказ;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. (Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые предлоги – употребляться адекватно);
  • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть навыками словообразования: уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных, множественного числа существительных;
  • владеть навыками согласования числительного с существительным, местоимения с существительным.


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  12. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
  13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  14. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
  15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска
  • кассы букв и слогов
  • наборы сюжетных картинок материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
  • лента букв и звуков
  • плакат «Алфавит»
  • звуковые профили (альбом)
  • демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по исправлению дисграфии у младших школьников

Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС  НОО.Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характ...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по устранению дисграфии и дизорфографии.

Рабочая программа для коррекции акустической дисграфии осложнённую дизорфографией....

Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса

Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса...