Стимулирование общения и речи у детей с умеренной умственной отсталостью
методическая разработка по логопедии на тему

Лазарева Елена Викторовна

Методы и приемы стимулирования общения и речи у детей с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимулирование общения и речи у детей с умеренной

умственной отсталостью

Лазарева Е.В.

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г.Тамбов, l.len-ok@mail.ru

Речевое развитие детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) следует рассматривать как одну из приоритетных коррекционных задач, поскольку речь является не только инструментом общения, но и необходимым средством человеческого мышления.

Предметом изучения данной статьи является специфика стимулирования общения и речи в работе с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости.

Проблемами развития речи  детей с умственной отсталостью занимались такие исследователи, как Л.Б. Баряева, Р.К. Луцкина,

А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина, которые подчёркивали взаимосвязь трудностей речи и трудностей общения. Ряд авторов (К. Беккер, М. Совак) считает, что уровень речевого недоразвития умственного отсталого ребенка зависит только от степени снижения интеллекта.

А.Р. Маллер, Г.В. Цикото отмечают, что степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.

Способность умственно отсталого ребенка выразить свои желания с помощью речи, попросить о помощи или  прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему социализироваться и адаптироваться в окружающем мире.

Для детей с умеренной умственной отсталостью, в том числе  неговорящих,  необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любую речь, в том числе и лепет. В работе с неговорящими детьми педагог должен стремиться к повторению звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью умел подражать. Подражая, ребенок учится произносить звуки речи, а со временем - слова и предложения. С этой целью используют сопряженную и отраженную речь. Эти два приема способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, соблюдению пауз и логического ударения. Для развития подражательной речи, вызывания эмоционального отклика, непосредственного интереса к звучащей речи можно использовать логоритмику и фоноритмику, способствующие развитию памяти, внимания, чувства ритма, мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса и т.д. Можно использовать систематически повторяющиеся речедвигательные упражнения.

Развитие речи происходит через организацию совместной деятельности педагога и ребенка посредством овладения действиями с предметами. К активной речи ребенок перейдет тогда, когда у него накопятся необходимые впечатления и возникнет потребность что-то сказать.

При проведении занятий нужно создавать ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению. Целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры и драматизации. В процессе игровой деятельности при взаимодействии взрослого и ребёнка формируются определённые игровые умения и навыки, происходит развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Проигрывая различные ситуации, дети постепенно решают жизненные задачи, с которыми они сталкиваются в быту, и стараются их «озвучить». Сюжеты игр разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка, его желаний и возможностей. Наиболее доступными для детей с умеренной умственной отсталостью являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначении, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей.

Игры-драматизации значительно отличаются от сюжетно-ролевых игр. Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать  эмоциональное отношение к происходящему.

Путём многократных игровых упражнений дети приучаются, например, благодарить за помощь, адекватно вести себя в общественных местах. Выполнение систематически повторяющихся сюжетно-ролевых игр приводит к образованию положительных привычек, позволяющих детям в определённой степени социализироваться и адаптироваться.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с умеренной умственной отсталостью значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы и методики работы с данной категорией обучающихся.

Литература

  1. Баряева Л.Б. Изучение особенностей воспроизведения текстов литературных произведений дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи// Сибирский пед.журнал.  2013.  №3. С. 228-233
  2. Беккер К., Совак М. Логопедия. М.:Медицина, 1991. 288с.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.:Академия. 2003. 208с.
  4. Луцкина Р. К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. М.:Просвещение, 1991. 17с.
  5. Шипицына Л.М. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией//Дефектология. 1992. № 6. С.16–22

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.

С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

Статья "Влияние дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"

В статье рассказывается о влиянии дидактических игр на развитие внимания, памяти, мышления и речи ребенка...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...