Учебно - методическое пособие по коррекции оптической дисграфии
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Рыжакова Надежда Александровна

  Любые смешения букв на письме объясняются либо акустико - артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв равно для чтения и письма. Но установлен ещё один тип специфических ошибок - смешение букв по кинетическому сходству: а - о, б - д, и - у, т - п, х - ж, л - я, Г - Р .В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: либо неправильно передал количество однородных элементов  ( л - м, п - т , и- ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент ( у - и, б - д, Г - Р)  Для достижения цели профилактики и коррекции данных ошибок на письме предлагается  учебно - методическое пособие по дифференциации букв б - д, т - п. По  образцу этого пособия можно изготовить дидактический материал по дифференциации любой пары букв, смешиваемой   на письме.  Материал дан в занимательной  и увлекательной форме. Необходимо расшифровать зашифрованное четверостишие. Расшифровывая  текст, ученики догадываются, что это загадка и перед ними ещё одно задание - нужно отгадать загадку.  Чем хороша эта форма работы?  Решаются многочисленные задачи по коррекции чтения и письма, развивается орфографическая зоркость, обогащается словарь, т.к. можно использовать любую лексическую тему, формируются все психические процессы. Вариант задания.Расшифруй загадку, отгадай. Перепиши загадку, выделяя на письме расшифрованные буквы ручками разного цвета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство при коррекции оптической дисграфии

          Традиционно исследователи объясняют любые смешения или акустико – артикуляционным сходством, или оптическим сходством букв как для чтения, так и для письма. Включение в акт письма еще одного анализатора (двигательного) расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Но было бы неправильно не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухо – речедвиательных и зрительно – двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма.

Смешение букв по кинетическому сходству – достаточно новый вид специфических ошибок. Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе данного языка.

Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству: о – а, б – д, и – у , п – т , х – ж .

В этих смешениях обращает на себя внимание совпадение начертание первого элемента взаимосвязанных букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он или неправильно передал количество однородных элементов (л – м , п – т, и – ш ), или ошибочно выбрал последующий элемент (у – и, б – д).

Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно – мышечным ощущениям (кинестезиям).

Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. Отрицательную роль также оказывает методическое требование «безотрывного» написания слов с первых недель обучения детей в 1 классе.

Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует или ничтожно мала.

Смешение букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной 

Таким образом, смешение букв по кинетическому сходству носит закономерный и стойкий характер, снижает в целом качество письма и чтения, имеет выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозит развитие речемыслительной деятельности школьников.

Работа по дифференциации начинается с уточнения оптико – пространсвенных различий на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой.

Для упражнении в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе букв.

Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно – действенном плане, затем – отвлеченно, то есть по представлению.

Переходя к рукописному шрифту дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду – с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций такова: выделение звука из слова, определение сигнального признака артикулемы, соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемонического приема (выбор из пары букв), контроль правильности выбора, запись буквы.

Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах:

  1. расчлененно,
  2. целостно.

Полезен устный диктант слогов, слов, когда дети в ответ выписывают букву в воздухе или пальцем на поверхности стола.

Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой, артикулемой, графемой, кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора:

- речедвигательный;

- речеслуховой;

- зрительный;

- двигательный.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Рыжакова\Pictures\Мои сканированные изображения\2018-02 (фев)\сканирование0014.jpg

C:\Users\Рыжакова\Pictures\Мои сканированные изображения\2018-02 (фев)\сканирование0014.jpg

C:\Users\Рыжакова\Pictures\Мои сканированные изображения\2018-02 (фев)\сканирование0015.jpg

C:\Users\Рыжакова\Pictures\Мои сканированные изображения\2018-02 (фев)\сканирование0015.jpg

C:\Users\Рыжакова\Pictures\Мои сканированные изображения\2018-02 (фев)\сканирование0015.jpg

C:\Users\Рыжакова\Pictures\Мои сканированные изображения\2018-02 (фев)\сканирование0014.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....

Методическое пособие по коррекции дисграфии и дислексии

Пособие содержит практический материал в виде таблиц  с подробными инструкциями для коррекции письменной речи, адресовано учителям начальных классов, учителям-логопедам, родителям детей с пр...