Совершенствование навыка написания гласных после шипящих (жи-ши)
план-конспект по логопедии на тему

Профилактика и коррекция дизорфографии по написанию жи-ши. Дети учатся видеть, слышать данную орфограмму и применять её при письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Совершенствование навыка написания гласных после шипящих  (жи-ши )

Цель: профилактика и коррекция   дизорфографии.

Задачи:

- автоматизация навыка написания гласных после шипящих в сочетаниях

жи-ши;

-  закрепить умение находить данную орфограмму в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

- развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти, логического мышления.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Послушайте стихотворение и ответьте, какая буква встречается чаще всего.

Камышам шуршала мышь:

Ветер нам нарушил тишь!

Шепчут тихо камыши:

Тихо, мышка, не шурши!

- Назовите парный согласный для звука Ш. (Ж).

- Придумайте слова, чтобы звук Ш или Ж был в начале слова, в середине, в конце слова.

- Какие вы знаете орфограммы с буквами Ж,Ш.

ЖИ,ШИ пиши с буквой И.

  1. Основная часть.

- Сегодня мы с вами посвятим весь урок этому правилу.

  • Развитие зрительного восприятия.

- Прочитайте слова на карточке и подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.

Мышиная, медвежий, крушит, съёжился, шипучими, сшить, рыжик, шишкам, схожие, изба, опытный, напавших, ужин, кружился, вооружить, заслужим, загоревший.  

- Все ли слова имеют в своём составе эту орфограмму?

- Назовите слова, в которых этой орфограммы нет.

  • Развитие фонематического восприятия.

- Поиграем в игру. Если вы услышите в слове орфограмму  ЖИ-ШИ, хлопаем в ладоши, если нет – ладошки прячем за спину.

Уложил, шишка, высокий, утешил, нашивка, бычок, шик, обежит, нищий, калоши, фарфор, животные, нытьё, пружина, лидер, дошитый, рисовать.

  • Применение данной орфограммы в словах.

- Вставьте в слова буквы И или Ы.

Ж__дкий, о ш__шке, п__лесос, выш__вка, жужж__м, оп__т, к__но, к__сель, беж__т, р__тм, д__мка, пиш__те, __дея, клавиш__, ул__бч__вый, в__емка, д__мок, о Р__бе, ш__пучая, к__внуть, л__с__чка, набеж__те, слож__ли, уш__, ш__тых, у Яш__, уж__к, бр__знуть, в__печка, М__нск, ш__пишь, р__цать, пуш__нки, С__б__рь, сбеж__те, кр__са, ж__дкий.

- Назовите слова с нужной нам орфограммой.

  • Физкультминутка.

Дети ловят мяч и отвечают.

- Закончи слово пропущенным слогом ЖИ или ШИ.

Камы__                лу__                    эта__             мы__

Ланды__              клави__              шала__          экапа__

Детёны__             вклады__           гара__            черте__

Каранда__            паде__               вира__            проигры__

Вельмо__              репорта__        лы__               малы__

Ков__                    у__                    у__                  мор__

Гало__                  но__                  на__                афи__

Ка__                     кры__                гру__              е__

Дер__                   поло__              попля__          напи__

  • Дифференциация сочетаний ЖИ-ШИ.

- В первый столбик записываем слова с сочетанием ЖИ, во второй – с ШИ.

Кувшин,  жираф, житель, ужин, леший, жильё, широкий, жилет, ошибка, шимпанзе, снежинка, шипеть, пушистый, доложить.

  • Исправь ошибки.

Доложыть, рыжым, перебежым, машынами, сирость, тишына, криша, зема, шыпы, риба, хытрый, ушы, умножыте, пысьмо, глупиш, гыря, лежым, шырма, вышня, шыпеть, посилка, потушыть, лебяжый.

  1. Итог занятия.
  • Диктант.

Рыжик.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзьями.

- Назовите слова с изучаемой орфограммой.

- Как вы их написали?

- Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс

Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....

Урок с использованием ИКТ по русскому языку во 2 классе "Упражнения в написании гласных после шипящих"

Урок-путешествие, где дети повторяют некоторые законы грамотного письма и учатся применять их в разных ситуациях....

Тренажёр "Написание Ь после шипящих" 4 класс

Данный тренажёт направлен на отработку правильного написания мягкого знака в словах (существительные и глаголы) после шипящих....

Тема «Написание ь после шипящих во всех формах глагола»

Перспективная начальна школа.Тема «Написание ь после шипящих во всех формах глагола». Повелительная форма глагола. 3 класс....

Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....

«Шипящие звуки.Написание гласных после шипящих».

Практическая работа. Презентация урока....