Парные согласные в середине слова
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Якимович Инна Валериевна

Материал позволяет закрепить знания детей по теме "Парные согласные в слабой позиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_v_seredine_slova.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего урока в 3 классе

Тема. Парные согласные в середине слова.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных не только в конце, но и в середине слова перед глухим согласным;

- закреплять навык проверки парного согласного звука двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова с гласным после парного согласного;

Образовательные:

- формировать навык каллиграфически правильного письма;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- координировать речь с движениями;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;

- воспитывать положительное отношение к занятиям.

План и ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Улыбнемся друг другу. Скажем добрые теплые слова соседу.

(Дети поворачиваются к соседу, улыбаются, подбирают теплые слова).

II. Повторение пройденного материала

1) Логопед: Над какой темой мы с вами работали вчера?

Дети: Изучали парные согласные в середине слова.

Логопед: Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?

(Дети отвечают).

Логопед: Чем нам нужно заняться сегодня, чтобы не допускать такие ошибки?

Дети: Повторить пройденный материал.

2) Логопед: Посмотрите на запись на доске.

ш // ш // ш

иш  ши  шк  ыш  уш

машина     карандаши     малыши

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Логопед: Написание какой буквы будем повторять?

Дети: Строчной буквы «ш».

Логопед: Как вы думаете, зачем вы будете писать эту букву?

Дети: Чтобы научиться писать ее такой же ровной и красивой, как образец.

Логопед: Прежде чем писать, выполним разминку для рук.

Песенка мартышки (слова В.Берестова)

Лучшие качели –

Гибкие лианы,

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век, качается

Да – да – да!

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

(Слова сопровождаются заранее оговоренными движениями, учитель показывает движения).

Логопед: Писать букву вы будете в чередовании с двумя наклонными короткими линиями. Следите за тем, чтобы наклон элементов буквы и наклон линий был одинаковым. Когда закончите работу, подчеркните ту букву, которая больше других похожа на образец. Старайтесь писать эту букву всегда правильно.

(Дети выполняют задание в тетради).

Логопед: Какой звук обозначает буква «ш»? Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой, парный.

Логопед: Какие еще парные согласные звуки вы знаете?

Дети: [п]-[б], [т]-[д], [с]-[з] и пр.

Логопед: Чем отличаются звонкие согласные от глухих согласных звуков?

Дети: При произнесении звонких согласных звуков горлышко дрожит.

Логопед: Спишите с доски слоги, слова и предложение, будьте внимательны. Помните о правильном соединении буквы «ш» с другими буквами.

III. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться проверять парный согласный в середине слова. Как вы думаете, зачем надо уметь это делать?

Дети: Чтобы не допускать ошибки при написании слов.

IV. Изучение нового материала 

1) Логопед:  Подберите проверочные слова к словам «воз», «след».

Дети: Возы, следы.

Логопед: Как подбирали проверочные слова?

Дети: Изменяли число: возы – воз, следы – след.

Логопед: Посмотрите на запись на доске:  ЛОДКА [ЛОТКА].  Что можете сказать о написании и произношении парного согласного в этом слове?

Дети: Парный согласный в этом слове оглушается. Написание парного согласного расходится с произношением.

Логопед:  Перед каким согласным (звонким или глухим) звонкий парный согласный оглушается?

Дети: Перед глухим согласным.

Логопед:  Запишите слово «Лодка» в тетрадь, подчеркните парную согласную в середине слова.

(Ддети выполняют задание в тетрадях).

Логопед:  В каком случае парные звонкие согласные оглушаются, а в каком остаются звонкими?

(Дети отвечают)

Логопед:  Сделайте вывод по результатам наших наблюдений по плану:

1. Где происходит оглушение парных звонких согласных звуков в словах?

2. Перед каким согласным звуком оглушается звонкий согласный?

(Дети повторяют вывод несколько раз, приводят свои примеры).

2) Физминутка.

3) Логопед: Почему обозначение на письме всех парных согласных перед глухими согласными надо проверять?

Дети: Потому что перед глухими согласными парный звонкий звук может оглушаться.

Логопед: Посмотрите на доску.

(На доску вывешиваются предметные картинки (Рис. 1).

Рис. 1

Логопед:  Назовите маленький предмет.

Дети: Пирожок.

Логопед:  Назовите много таких предметов.

Дети: Пироги.

(Вывешиваются картинки со словами (Рис. 2)

Рис. 2

Логопед:  Что произошло с согласным [ж]?

Дети: Звук заменился.

Логопед:  Какое слово все-таки будет проверочным?

Дети: Пирожки.

Логопед:  Каким способом подобрали проверочное слово?

Дети: Изменили форму числа.

Логопед: Запишите слова: сначала – проверочное, потом – проверяемое.

4) Логопед: Отгадайте загадку:  

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

Дети: Ложка.

(Вывешивается предметная картинка)

Логопед:  Назовите этот предмет ласково.

(Вывешиваются карточки со словами (Рис. 3)

Рис. 3

Дети: Ложечка.

Логопед: Произнесите парные согласные в этих словах.

Дети: [ш]-[ж].

Логопед:  В каком слове парный согласный оглушается?

Дети: В слове «ложка».

Логопед:  Какое слово будет для него проверочным? Докажите.

Дети: Проверочным будет слово «Ложечка».

Логопед: Каким способом подобрали проверочное слово?

Дети: Подобрали однокоренное слово, в котором парный согласный стоит перед гласным.

Логопед: Какие способы проверки парного согласного звука вы запомнили?

Дети:

1. Изменить число.

2. Подобрать однокоренное слово с гласным после парного согласного.

V. Закрепление пройденного материала

Логопед: Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Назовите проверочное слово для проверки парной согласной на конце слова: лошадь (лошадки).

Дети: Медведь (медведи), лев (львы), морж (моржи), енот (еноты), голубь (голуби).

VI. Совершенствование полученных знаний и умений 

Логопед: На доске написаны слова. Откройте тетради. В тетради, в первый столбик запишите слова, в которых парную согласную надо проверять, в скобках указывайте проверочное слово. Во второй столбик запишите слова, не требующие проверки.

Дети: сапожки (сапожок)                     молоток

одежка (одежонка)                     помидоры

четверг (четверги)                      магазины

тетрадка (тетрадочка)

морковка (морковочка)

голубь (голуби)

березка (береза)

завхоз (завхозы).

VII. Подведение итогов занятия

1) Логопед: Проверять необходимо парные согласные на конце слов и в середине слова, если парный согласный стоит перед глухим согласным. Непарные согласные и парные, стоящие перед гласными, проверки не требуют.

2) Логопед:  Что нового узнали на уроке?

Дети: Узнали новые правила проверки парных согласных в словах.

Логопед: Какое задание понравилось больше всего?

(Дети отвечают).

Логопед:  Как вы считаете, мы уже научились без ошибок писать слова с изученными орфограммами или надо еще поработать?

Дети: Нужно еще повторить материал.

VIII. Организация окончания занятия

Логопед: Наше занятие подходит к концу. С каким настроением вы уйдете с урока?

Дети: С хорошим, у нас все замечательно получалось.

Логопед: Молодцы. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Тест. Парные согласные в середине слова

Данный материал помогает в отработке навыков правописания парных согласных в середине слова  до автоматизма, опираясь на знание правила....

План урока русского языка по теме : " Парный согласный в середине слова".

Правописание парных согласных звуков в середине слова .Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов....

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Правописание парных согласных в середине слова"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Правописание парных согласных в середине слова»  Цель урока: осознание обучающимися значимости самостоятельного формулирования правила о правописании п...