Суффиксальный способ образования слов. Правописание суффиксов.
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Горохова Мария Юрьевна

Цели. Закрепить правописание слов с суффиксами

 Задачи

1. Образовательные:

  • Закрепить у учащихся понятие «суффикс», закреплять  навыки словообразования при помощи суффикса -онок, -ёнок, -ек,-ик,-ость;
  • расширять словарный запас;

2. Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, ассоциативное мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);
  • развивать связную устную и письменную речь;
  • развивать межполушарные связи;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • совершенствовать навык правильного выразительного чтения;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю;
  • воспитывать уверенность в своих силах;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.
  • воспитывать умение радоваться успехам товарищей.

 

Оборудование: мармелад медвежонок, мультимедийный проектор, фигурки собачек, карточки со стихами, карточки заданий, «зимняя ветка», снежинки, тетради

Ход занятия

I. Организационный момент

1 «Психологическая установка на работу»

   

  Улыбнемся друг другу, дети.

Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Разминка. Игра "Узнай и назови"/

У-Л Здравствуйте, ребята. А теперь сядет тот, кто скажет, кого он видит на этом  рисунке.

image

Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".

- Назовите одним словом (Животные)

II.  Артикуляционная гимнастика (слайд3)

У-Л.- Сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику..

«Блинчик»(удерживать  язык в спокойном, расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу)

 «Качели» (вырабатывать подъем языка вверх и вниз)

 «Часики»(вырабатывать умения управлять языком)

III. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы продолжим упражняться в словообразовании.

- Какая часть слова сегодня нам будет помогать? (На доске: Суффикс.)

  • Дайте определение. Что такое суффикс? (Опора на доске: Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.)

 

IV. Работа по теме

1. Детям показывают слайды(картинки): 

У-Л.- Образуйте с помощью суффиксов -ек,  -ик слова. 

(дети выполняют работу)

замок, цветок, нож, лист, букет, пакет, ключ, дружок, корабль

 

2.Работа по карточкам

-У. Л. Напишите названия детенышей этих животных.

Слон, утка, волк, лиса, овца, ёж, лошадь, медведь, собака,белка.

 

3. У-Л Образуйте от прилагательных имена существительные  с помощью суффикса  -ость.

-У-Л Я называю имя прилагательное – а вы записываете имя существительное. Разберите слова по составу

работа на карточках

Злой – злость                         жалкий – жалость     

Глупый – глупость                молодой – молодость          

Слабый – слабость                Честный – честность

Гордый – гордость                трусливый – трусость

Мудрый – мудрость

ФИЗМИНУТКА

Ушла зима, пришла весна  ,                   (ходьба на месте)

Нас очень радует она.                             (хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет             .(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет   .(упражнение «цветок»)

           

5.У-Л - Составьте предложение с любым из слов.

 

V. Подведение итогов занятия.

У-Л Чем мы сегодня на занятии занимались?

-какие суффиксы помогают образовывать новые слова?

- Кто был собой доволен?

- Кто сегодня не доволен собой?

- Что бы вы себе пожелали?

 

VIII. Рефлексия

У-Л Какое настроение у вас возникло на занятии? Спасибо за занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiks_4_klass.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 4 класе

Тема. Суффиксальный способ образования слов.

Правописание суффиксов.

Цели. Закрепить правописание слов с суффиксами

 Задачи

1. Образовательные:

  1. Закрепить у учащихся понятие «суффикс», закреплять  навыки словообразования при помощи суффикса -онок, -ёнок, -ек,-ик,-ость;
  • расширять словарный запас;

2. Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, ассоциативное мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);
  • развивать связную устную и письменную речь;
  • развивать межполушарные связи;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • совершенствовать навык правильного выразительного чтения;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю;
  • воспитывать уверенность в своих силах;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.
  • воспитывать умение радоваться успехам товарищей.

Оборудование: мармелад медвежонок, мультимедийный проектор, фигурки собачек, карточки со стихами, карточки заданий, «зимняя ветка», снежинки, тетради

Ход занятия

I. Организационный момент

1 «Психологическая установка на работу»

   

  Улыбнемся друг другу, дети.

Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Разминка. Игра "Узнай и назови"/

У-Л Здравствуйте, ребята. А теперь сядет тот, кто скажет, кого он видит на этом  рисунке.

Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".

- Назовите одним словом (Животные)

II.  Артикуляционная гимнастика (слайд3)

У-Л.- Сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику..

«Блинчик»(удерживать  язык в спокойном, расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу)

 «Качели» (вырабатывать подъем языка вверх и вниз)

 «Часики»(вырабатывать умения управлять языком)

III. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы продолжим упражняться в словообразовании.

- Какая часть слова сегодня нам будет помогать? (На доске: Суффикс.)

  • Дайте определение. Что такое суффикс? (Опора на доске: Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.)

IV. Работа по теме

1. Детям показывают слайды(картинки):  

У-Л.- Образуйте с помощью суффиксов -ек,  -ик слова.  

(дети выполняют работу)

замок, цветок, нож, лист, букет, пакет, ключ, дружок, корабль

2.Работа по карточкам

-У. Л. Напишите названия детенышей этих животных.

Слон, утка, волк, лиса, овца, ёж, лошадь, медведь, собака,белка.

3. У-Л Образуйте от прилагательных имена существительные  с помощью суффикса  -ость.

-У-Л Я называю имя прилагательное – а вы записываете имя существительное. Разберите слова по составу

работа на карточках

Злой – злость                        жалкий – жалость        

Глупый – глупость                молодой – молодость        

Слабый – слабость                Честный – честность

Гордый – гордость                трусливый – трусость

Мудрый – мудрость

ФИЗМИНУТКА

Ушла зима, пришла весна  ,                   (ходьба на месте)

Нас очень радует она.                             (хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет             .(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет   .(упражнение «цветок»)

        

5.У-Л - Составьте предложение с любым из слов.

V. Подведение итогов занятия.

У-Л Чем мы сегодня на занятии занимались?

-какие суффиксы помогают образовывать новые слова?

- Кто был собой доволен?

- Кто сегодня не доволен собой?

- Что бы вы себе пожелали?

VIII. Рефлексия

У-Л Какое настроение у вас возникло на занятии? Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование слов приставочно - суффиксальным способом

Показано каким образом образуются слова....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Урок русского языка по теме: Приставочно-суффиксальный способ образования слов. 2 класс

Урок изучения нового материала по программе "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...