Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Логопедическое занятие для учащихся 2 класса.

Цель. Учить дифференцировать звуки и буквы В-Ф.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о звуках и буквах в-ф, учить дифференцировать звуки в-ф;
  • Уточнять и обогащать словарь учащихся;
  • Учить согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • Развивать сложные формы фонематического анализа и синтеза слов;
  • Развивать неречевые психические процессы: внимание, мышление, память.
  • Развивать ориентировку в пространстве, мышление и мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель. Учить дифференцировать звуки и буквы В-Ф.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о звуках и буквах в-ф, учить дифференцировать звуки в-ф;
  • Уточнять и обогащать словарь учащихся;
  • Учить согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • Развивать сложные формы фонематического анализа и синтеза слов;
  • Развивать неречевые психические процессы: внимание, мышление, память.
  • Развивать ориентировку в пространстве, мышление и мелкую моторику.

Оборудование. Картинки с изображением ветра и фонтана, картинки на звуки в и ф, индивидуальные карточки, ручки и карандаши, презентация к занятию в Power Point.

Ход занятия.

Настрой на занятие

Давайте повторим настрой на занятие

На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё …

Ушки внимательно слушают и всё …

Голова хорошо … думает.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Орг. момент

К нам на занятие пришли мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена, нужно выделить первые буквы в названиях картинок.

Какой первый звук слышится в имени мальчика? В

Какой первый звук в имени девочки? Ф

  1. Звук в похож на звук ветра, а звук ф – на течение фонтана. Поднимите картинки с изображением ветра или фонтана.

ва, фа, фи, во, эф, фё, фи, ви, корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона

  1. Давайте дадим характеристику этим звукам.

Когда мы произносим звук в – воздух встречает препятствие? Значит этот звук согласный.

Звенит ли голос? Звенит. Значит этот звук – звонкий.

Твёрдый он или мягкий?

Что делают губы, когда мы произносим звук в? Нижняя губа соединяется с верхними передними зубами.

Когда мы произносим звук ф – воздух встречает препятствие? Значит этот звук согласный.

Звенит ли голос? Не звенит. Значит этот звук – глухой.

Твёрдый он или мягкий?

Что делают губы, когда мы произносим звук ф? Нижняя губа соединяется с верхними передними зубами.

Чем похожи звуки в ф? Одинаково произносятся. Звук в – звонкий, звук ф- глухой.

Их ещё называют парными. Потому что они одинаково произносятся и отличаются только по звонкости-глухости, образуют пару.

  1. Звук в обозначается буквой в, звук ф- буквой ф.

Посмотрите на картинки и скажите на что похожи буквы в,ф?

Чтобы справиться с жарою,

Веер новенький раскрою.

Будем на себя махать,

Не потеть, а отдыхать.

Флот плывёт к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

  1. Послушайте стихотворения про буквы в,ф.

К единице 3 приставим,

Что за букву мы составим?

Снеговик, а с ним метёлка

Буквой в

Стоят под ёлкой.

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой ф.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Палочка, рядом

две ровные дужки –

Вот и готовы

очки для лягушки.

Всем известно без подсказки

Буква ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

  1. Давайте вспомним, как пишут заглавная и строчная буквы в,ф. Обведите ручкой в воздухе, следя за показом на слайде.
  2. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Как нужно правильно сидеть на занятии?

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою.

Спинку ровно я держу.

Назовите картинки, запишите только буквы в или ф. Комментировать будет … Корова – пишу букву в, портфель – пишу букву ф.

корова, верблюд, портфель, ворона.

  1. Послушайте и запишите слоги со звуками в,вь

фо, ва, ся, вя, вы, зу

Послушайте и запишите слоги со звуками ф,фь.

во, лу, фи, фо, вя,ко

  1. Отгадайте ребусы:

подвал, фонари.

  1.  Послушайте скороговорки, повторите слова со звуком в, потом ф:

В огороде Фекла
Ахала и охала:
Уродилась свекла

 Не на грядке, около.

Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла: —
Заблудилась свекла!

Фани — фуфайка, у Феди — туфли.

  1. Отгадайте загадки, подарите картинки Ване или Фае.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это … (ворона).

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин).

На овчарку он похож,

Что ни зуб –

То острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей).

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василёк).

Я зашёл в зелёный дом

И недолго пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон).

Плещет тёплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате. (Ванна).

Комнатное растение на букву ф. (Фикус).

Мелкие синие цветочки. (Фиалка).

Растёт в стручках, но не горох. (Фасоль).

Этот глаз – особый глаз

Быстро глянет он на вас

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат).

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается.

И не погаснут до зари

Глаза ночные … фонари.

Давайте подарим картинки Ване и Фае.

Ворону отдадим Ване, потому что в слове ворона слышится звук в.

.. назови, какие картинки мы подарим Ване. Почему?

  1. Компьютерная флеш-игра «Разложи картинки, перемещая их мышкой под буквы в,ф.

  1. Запишите буквы в или ф в квадратике, соответвующем месту звуков в или ф.

ваза, сова, трава, овца, шарф, фуражка, фартук, сарафан.

В слове ваза я напишу букву в в 1 квадрате, потому что в этом слове слышится звук в. он первый.

  1. Прочитайте слова, запишите их, вставляя пропущенные буквы в или ф.

коро . а, с . ёкла, . утбол, кла . иши

ту . ли, .онтан, ке . ир, . аленки

 . ерба, ко . рик, шар . ик, сло . а

… прочитай первую строку…

  1. Ваня и Фая записали слова неправильно. Прочитайте, запишите слова правильно. проверьте себя.
  2. Кроссворд

За водой идут –

Песни звонкие поют.

А назад идут –

Слёзы льют. (Вёдра).

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Без ног и крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь. (Время).

  • Знак, обозначающий число. (Цифра).
  • Обувь. (Туфли).
  • Одежда. (Кофта).
  • Водитель автомобиля. (Шофёр).

А теперь давайте выполним физминутку. (Мультзарядка).

  1. Замените в словах буавы в,ф. Объясните значение новых слов.

сова –

влаги –

дрова –

  1. Вставьте пропущенные буквы в,ф в слова. Проверьте, правильно ли вы вставили буквы, составьте словосочетания, проверьте себя.

краси . ый

с . ежая

шёлко . ый

обу . ная

но  .ый

. кусная

.  атрушка

.  лакон

.  абрика

шар . ик

кон . ета

сара . ан

  1. Закончите предложения, выбирая слова для справок.

В огороде выросла …

В саду у старой яблони сломана …

В зоопарке мы видели красивого …

За нашими розами ухаживает …

павлин, морковь, садовник, ветка

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы в или ф. Прочитайте рассказ.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клю . ом. . аня открыл . орточку. Птичка . летела в комнату. . сю зиму дети ухажи . али за птичкой. Наступила . есна. . аня открыл . орточку и . ыпустил птичку на . олю.

Итог. Какие звуки мы учились различать? какие буквы? Какие герои приходили на занятие? Какие слова они себе взяли?

За то, что вы правильно выполняли задания, Ваня и Фая дарят вам картинки-раскраски на изучаемые звуки занятия.

Литература.

1.Волина Праздник букваря. Игры с буквами и словами. Издательство «АСТ пресс».

2. Найди букву. Обучение дошкольников грамоте.

3.Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Дифференциация звуков П-Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звуков [П]- [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов, применение правил, выполнение упражнений. Презентацию можно использовать ...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".

Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:·        О...

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...