Логопедический утренник: «Путешествие в город Грамотеев»
план-конспект по логопедии на тему

Юлия Александровна Орлова

Тип мероприятия: обобщение и систематизация изученного материала.

Утренник является, с одной стороны, обобщением и систематизацией знаний, с другой - мероприятием практического применения умений и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на занятиях.

Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков в устной речи;
- закреплять умение различать понятия «звук» и «буква», «гласный звук» и «согласный звук»;
- закреплять умение звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;

- закреплять умение различать звонкие и глухие согласные.

2. Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию слухового и зрительного восприятия; 
- способствовать развитию мыслительной деятельности и ориентации в значениях слов;

3. Коррекционно-воспитательные:

- помогать преодолевать скованность в ситуации публичного выступления;
- побуждать к взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический утренник: «Путешествие в город Грамотеев»

Тема мероприятия: логопедический утренник.

Тип мероприятия: обобщение и систематизация изученного материала.

Утренник является, с одной стороны, обобщением и систематизацией знаний, с другой - мероприятием практического применения умений и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на занятиях.

Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков в устной речи;
- закреплять умение различать понятия «звук» и «буква», «гласный звук» и «согласный звук»;
- закреплять умение звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;

- закреплять умение различать звонкие и глухие согласные.

2. Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию слухового и зрительного восприятия; 
- способствовать развитию мыслительной деятельности и ориентации в значениях слов;

3. Коррекционно-воспитательные:

- помогать преодолевать скованность в ситуации публичного выступления;
- побуждать к взаимопомощи.

Методы обучения:

  1. объяснительные;
  2. репродуктивно-поисковые;
  3. познавательный;
  4. сочетание словесных и наглядных методов, а также практических.

Оборудование: костюм злой Ошибки, диск с записью песни «Маленькая страна», карточки с буквами и слогами, стихами, текстом, предметные картинки, картина с изображением города, конверт с письмом, медальки с изображением города.

ХОД ПРАЗДНИК(Слайд 1)

Логопед. Здравствуйте, мои дорогие дети и взрослые!  Надеюсь, что скучать вам  не придётся. Сегодня  я приглашаю Вас  поучаствовать в мероприятии под названием «Путешествие в город Грамотеев ». Путешествие будет долгое, поэтому нам с вами нужно хорошо подготовиться.

 Дыхательная гимнастика. (Слайд 2)

1. Сели правильно, красиво, улыбнулись, вдохнули, плавно выдохнули (2 р.).

2. Вдохнули и при выдохе считаем громко, отчётливо от 1 до 6.

 Артикуляционная гимнастика.(Слайд 3)

Логопед. Молодцы, лёгкие прочистили. Приступим к артикуляционной гимнастики. На экране  картинка, а вы должны  в  соответствии с картинкой выполнить  упражнение.(Слайд 4,5)

     Вопросы от логопеда.

Логопед. Молодцы. Вы готовы к путешествию? (Да.)  Хорошо. Сейчас мы с вами  отправимся в чудесный город Грамотеев. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Орган, без которого невозможно говорить. (Язык.)

2. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные, шипящие и свистящие.)

3. Где может стоять звук в слове? (В начале, в середине, в конце.)

4. Без чего не напишешь в тетради? (Без карандаша, без ручки.)

5.Что нужно знать, чтобы уметь читать? (Буквы.)

6. Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (Губы,    

    зубы, язык.)

7. Сколько вы знаете букв? (33.)

Чистоговорка(Слайд 6)

А теперь я предлагаю поиграть, слово нужное сказать. 
Я говорю начало фразы, а вы в рифму вместе договариваете слово. (слайд №15)

Ра-ра-ра – дом собаки …(конура)
Ру-ру-ру – скачет с сумкой …(кенгуру)
Ла-ла-ла – есть у птицы два…(крыла)
Лу-лу-лу – кто наказан, тот в …(углу)
Щи-щи-щи – в дождь наденем мы …(плащи)
Ша-ша-ша – с ложки свесилась …(лапша)
Жа-жа-жа – есть иголки у …(ежа)
Ча-ча-ча – на столе горит …(свеча)
Чу-чу-чу – футболист бьёт по …(мячу)
Рю –рю-рю – я отлично…(говорю).

Стук в дверь учитель-логопед получает конверт

Логопед. Какой странный конверт? Откуда он? (читает адрес).Давайте прочитаем письмо из города Грамотеев.

“Здравствуйте, ребята! У нас живут очень интересные и грамотные люди.

- А знаете ли вы, кто я такая и как меня зовут? Я хозяйка города Грамотеев, я вас приглашаю в гости. Но прежде, чем мы отправимся в город, отгадайте мое имя

- А вот, как меня зовут, вы сможете отгадать, если хорошо знаете АЛФАВИТ.(Слайд 7)

Первая буква моего имени стоит в алфавите после буквы В.

Вторая - после буквы П.

Третья буква - самая первая в алфавите.

Четвёртая - после Л.

Пятая - после Н.

Шестая - после буквы С.

А седьмая перед буквой Б.

Соедините все буквы и прочитайте, как меня зовут.» (Грамота).(СЛАЙД 8)

- Кто знает, что такое грамота? (Умение читать и писать)

Стук в дверь, в класс заваливается Злая Ошибка.

- Куда это вы собрались без меня. Я, Ошибка и я знаю, что никто из вас без меня не обходится. Я же ваша подружка. Правда?

Учитель-логопед.

  •  Давайте злой ошибке докажем сегодня, что мы можем выполнять задания и без неё. Но для этого вы должны быть внимательными и вспомнить, все чему научились на моих занятиях.

1 задание: Из чего состоят слова? Соедините буквы на карточках и прочитайте, что получится. Сейчас вы получите карточки с буквами

  Ошибка выхватывает мешочек с карточками и начинает его трясти. Все слова рассыпаются и прочитать невозможно.

На стол высыпает буквы из мешочка: - Ребята вам придётся самим теперь расставить буквы так, чтобы получились слова.(слайд 9)

Е JI М - мел Н А К И Г - книга УРКЧА -ручка С К А Р К И - краски Д, Ь, А Т, Е, Т, Р - тетрадь

Ребята составляют из букв, расположенных в беспорядке слова, потом хором прочитывают , что получилось.

- К какой теме можно отнести все эти слова? (Школа)

Злая Ошибка:

- Ничего здесь сложного нет, а вот я вам сейчас загадаю задание, вы ни за что не сможете выполнить его без ошибок. Слушайте.

2 задание(слайд 10)

Это было в воскресенье у слона на дне рождения.

Гости пели, веселились, в хороводе все кружились.

Так крутились и вертелись, что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять - помоги гостей собрать .

   Необходимо соединить слоги, чтобы получились слова и прочитать, что получилось: НИ, РАФ, ЗА, ЛИ, ПО, ЯЦ, ЗЕБ, СА, ЖИ, РА

- Кто же был на дне рождения у слона? (пони, жираф, лиса, зебра, заяц) (слайд 11)

Проговорим слова.

Злая Ошибка недовольно:

- Что то мне здесь у вас не очень нравится, вы, что очень грамотные? Грамотеи....

Учитель-логопед.

- Не сердись Ошибка, посиди у нас, поучись, и ты будешь тоже грамотная.

3 задание(слайд 12)

Из картинок нужно составить цепочку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась на последний звук предыдущего слова.        

Картинки (первая картинка) МаК – КоТ – ТыквА – апельсиН– НоскИ- ириС- самоваР - робоТ

Злая Ошибка ходит и путает ребят, хочет, чтобы они наделали ошибок.

Когда выполнят ребята (Слайд 13)

4 задание:

Злая Ошибка:Посмотрите, что я вам написала.(Слайд 14)

Исправь предложение.

Логопед. -Ребята, вам понятно, что написала Злая Ошибка? Она перепутала некоторые буквы в словах и получилась какая то неразбериха. Давайте исправим все ошибки: в выделенных словах заменим букву, чтобы получилось слово, подходящее по смыслу.

    Я вам  раздам  листики с  предложениями, которые нужно  исправить. Ребята задание очень сложное, но я верю, что вы справитесь.

1. Своё весеннее расписание есть у чветов и у беревьев.

2. Ива чветёт  в абреле, а ламдыш- в гонце мая!

3. Никогда не зачветёт ядлоня раньше церёмухи, а церёмуха раньше дерёзы.

4.Фесной просто по чветучей фетке узнать, какой месяч в коду.

5. Если чветёт орежник-это абрель.

6. Если на дерёзе серёжка- нацало мая, а чветением сирени сакацивается фесна.

Логопед.

     Выйдут ребята, которые готовы прочитать свои исправленные предложения.

(Слайд 15)

Злая Ошибка потихонечку исчезает.

Учитель-логопед:

- Ребята, а куда делась Ошибка. Как бы она нам опять не навредила. Забудем про все ошибки и

отправимся дальше.

  1.              5 задание.(Слайд 16)
  2.         -А сейчас, ребята, нам покажут
  3. Сценка «Кто важней?»

Педагог: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее?

Гласные : Конечно мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы еще посмотрим! Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные: А вот и получится! Например, М.

Согласные: Разве только один М, а больше ничего!

Гласные: И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас ,согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь!

Гласные: поют и смущенно умолкают ( о-о-о-а-а-а-и-и-и-у-у-у)

Согласные: Вот видите!

Гласные: А вы тоже попробуйте произнести без нас слова!

Согласные: мычат что-то неразборчивое.

Педагог: Сбились согласные в кучу, хотят поговорить и никак.

Согласные: Кх-мч-пхч-хм.

Педагог: И заскучали. Вдруг показалось им что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные: А-а-а-а, о-о-о-о-о, уа-уа-уа-уа….

Педагог: И тут согласные хотели крикнуть им, но у них получилось невнятное бормотание.

Согласные: бдм, всгд, вмст.

Педагог: Решили они заключить мир. Снова встали рядом и четко сказали…

Согласные и Гласные : Будем всегда вместе!

Педагог: С тех пор они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя.

Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни Маша!)
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе тыква,
СО и ВА, читай сова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников!

Логопед: ребята, мы все знаем, что слова нужно произносить чётко, ясно, не торопясь. А если не соблюдать эти правила, то могут получиться несуразные вещи.

Сценка «Несуразные вещи. (Слайд 17)

1 ученик: Здравствуй!

2 ученик: Привет!

1 ученик: Что это ты несёшь?

2 ученик : Несу разные вещи.

1 ученик: Несуразные?! Почему они несуразные-то?

2 ученик: Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял! Вот несу мел.

1 ученик: Что не сумел?

2 ученик: Отстань.

1 ученик: Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

2 ученик: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке…

1 ученик: Вот оно что…

2 ученик: А новость у меня для Мишке приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

1 ученик: Тамарка?

2 ученик: Ага.

1 ученик: И ничего, симпатичная?

2 ученик: Красивая! Зелёная такая!

1 ученик: То есть как?

2 ученик: Зелёного цвета.

1 ученик: Постой, постой… Это что же: у неё волосы что ли зелёные?

2 ученик: У кого волосы?

1 ученик: Да у Тамарки-то.

2 ученик: Что?!

1 ученик: Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».

2 ученик: Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зелёная такая…

Логопед: теперь вы убедились, как важно чётко и внятно говорить.

6 задание: (Слайд 18)

 Вот мы и пришли в замок. Но внутрь нам похоже не попасть. Это проделки Злой Ошибки. Смотрите, какой огромный камень лежит у входа. Как же мы его сдвинем? Здесь что - то написано, только с ошибками. Я думаю, если мы исправим все ошибки и прочитаем текст правильно, то обязательно попадём в замок.

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра, забавные обезьяны. Слон обливался холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешные рожицы.

Когда ребята правильно прочитают текст, Учитель-логопед предлагает ребятам закрыть глаза и каждому представить, какой же может быть город Грамотеев.

Звучит детская песенка, ребята открывают глаза и видят красивый сказочный замок. (Слайд 19)

Логопед: ребята, посмотрите,  слова! Давайте их прочитаем. А чтобы понять, что они хотят нам поведать, надо поставить их в определённой последовательности, и тогда мы всё поймём.(Слайд 20)

(Выстраиваются дети со словами: Учись красиво говорить и любить родной язык.)

Логопед: скажите, а что получается если слова поставить в определённом порядке по смыслу? Предложение. Мы говорим не просто словами, а предложениями, поэтому понимаем друг друга.

Выходит Злая Ошибка с виноватым видом:

  •  Простите меня, я теперь вижу, что я вам совсем не нужна, вы справляетесь без меня и так весело живёте. Я вам больше мешать не буду. Простите?

Учитель-логопед:

- Путешествуя в город Грамотеев, выполняя задания госпожи Грамоты и исправляя Ошибку вы стали гораздо дружнее и грамотнее. Теперь и вас ребята тоже можно назвать грамотеями. Нам предстоит еще многое узнать о городе Грамотеев и о Грамоте.

- Ребята, давайте простим Ошибку и скажем ей: «ПРОЩАЙ». А вас я с радостью жду на моих следующих занятиях.

Логопед: На этом наш праздник заканчивается. Вы сегодня показали свои знания и умения. Вы молодцы. 
-Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!

Вам нужно научиться звуки слышать
Тяжёлым языком своим владеть.
Чтоб толк из вас не только в школе вышел,
Чтоб в жизни многое смогли суметь,
И выполняйте логопеда все советы,
Чтоб правильная речь у вас была.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка игры по станциям "Путешествие в галактику Грамотеев" для интерактивной доски Mimio Studio

Представлена разработка внеклассного мероприятия. Игра по станциям "Конкурс знатоков русского языка" для учащихся 3 класса. С использованием интерактивной  доски Mimio Studio/...

Логопедический утренник:"Путешествие в страну красивой речи"

Цели: Коррекционно-образовательные: Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия. Развивать навык опер...

Логопедический утренник «Путешествие по городу Красивой речи».

Логопедический утренник «Путешествие по городу Красивой речи»  проводится в виде игры-соревнования между учащимися начальных классов разных логопедических групп специального (коррекци...

План работы кружка "Город грамотеев" 1 - 4 класс

Курс внеурочной деятельности«Город грамотеев» адресована   обучающимся 1- 4 классов МАОУ СОШ №25. Курс внеурочной деятельности (кружка) общеинтеллектуального   направле...

Логопедический утренник "Путешествие в страну Ошибок"

ЦЕЛИ:закрепление умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики;совершенствование и развитие фонематического слуха, речедвигательных навыков, зрительного...