Программа по преодолению аграмматической дисграфии на почве билингвизма.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа по преодолению аграмматической дисграфии на почве билингвизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_preodoleniyu_agrammaticheskoy_disgrafii_na_pochve_bilingvizma-converted.docx | 346.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. Для речевого развития данной категории детей характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизм в связных высказываниях и другие недочеты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем.
Многие основные научные положения, а также частные приемы постановки и автоматизации звуков и приемы, развивающие фонематическое восприятие являются продуктивными для уточнения произношения, развития импрессивной и экспрессивной речи детей с неродным русским языком.
С учетом специфики недоразвития устной речи детей, овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и развития речи иноязычных детей. В ней реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой – коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы работы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи детьми с первичным речевым недоразвитием. Авторами программы являются: Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина.
В данной программе раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации. В то же время в содержании программного материала сохраняется преемственность с первоначальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.
Задачи логопедического воздействия:
- расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
- развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Сроки реализации программы: 2-3 учебных года.
Литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:– Владос, 2007.
- Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Форма занятий | Этап. Тема | Период | К- во час ов | |
Подгрупповая индивидуальн ая | 1. Слово. Словосочетание. Предложение | |||
А. Развитие навыков словообразования | ||||
1. Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования | 15.09 – 22 .09 | 2 | |
2. Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов | 22.09- 30.09 | 2 | |
3. Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами | 30.09- 10.10 | 3 | |
4. Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением. Выбор суффикса | 10.10- 20.10 | 3 | |
5. Морфологический | Закрепление знаний о корне, | 20.10- | 2 |
состав слова | приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов | 27.10 | ||
Подгрупповая индивидуальн ая | Б. Развитие навыков словоизменения | |||
7. Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря | 27.10- 10.11 | 2 | |
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) | 10.11- 17.11 | 2 | |
9. Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления | 17.11- 25.11 | 2 | |
10. Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи | 25.11- 20.12 | 7 | |
Подгрупповая индивидуальн ая | В. Развитие навыков согласования слов | |||
11. Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам- признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой | 20.12- 27.12 | 2 | |
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами | 10.01- 17.01 | 2 | |
13. Согласование прилагательных с | Согласование существительных с прилагательными в роде. | 17.01- 12.02 | 7 |
существительными в падеже | Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи | |||
14. Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой | 12.02- 16.02 | 1 | |
15. Согласование глагола с существительным в числе | Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия | 16.02- 23.02 | 2 | |
Подгрупповая индивидуальн ая | 16. Согласование глагола с существительным в роде | Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов- действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами | 23.02- 02.03 | 2 |
17. Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений | 02.03- 12.03 | 3 | |
18. Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи | 12.03- 25.03 | 4 | |
Подгрупповая индивидуальн ая | 2. Предложение | |||
1. Предложение | Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно- следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст | 25.03- 20.04 | 5 | |
2. Состав предложения | Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения | 20.04- 15.05 | 5 |
в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями | |||||
3. Текст | |||||
Подгрупповая ,индивидуаль ная | 1. Работа над текстом | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием | 15.05- 22.05 | 2 | |
текст, его признаками: смысловой | |||||
целостностью, законченностью. | |||||
Выделение логико-смысловых | |||||
связей текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
ОТЧЕТ на МО учителей начальных классов по теме самообразования: «Преодоление аграмматической дисграфии путем использования системы упражнений, направленных на уточнение и расширение словаря детей, развитие и упорядочение грамматичес
«Преодоление аграмматической дисграфии путем использования системы упражнений, направленных на уточнение и расширение словаря...
Предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии у обучающихся с билингвизмом.
Выступление по теме...
Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза...
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития
Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...
Логопедическое занятие по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников. Тема урока : «Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида»
Презентация к логоуроку по преодолению аграмматической дисграфии младших школьников поможет выстроить занятие от простого к сложному (в соответствии с задачами урока), актуализировать знания учащихся ...