Программа по преодолению аграмматической дисграфии на почве билингвизма.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Программа по преодолению аграмматической дисграфии на почве билингвизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык является неродным. Для речевого развития данной категории детей характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизм в связных высказываниях и другие недочеты, обусловленные прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем.

Многие основные научные положения, а также частные приемы постановки и автоматизации звуков и приемы, развивающие фонематическое восприятие являются продуктивными для уточнения произношения, развития импрессивной и экспрессивной речи детей с неродным русским языком.

С учетом специфики недоразвития устной речи детей, овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и развития речи иноязычных детей. В ней реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой – коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы работы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи детьми с первичным речевым недоразвитием. Авторами программы являются: Г. В. Чиркина, А. В. Лагутина.

В данной программе раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации. В то же время в содержании программного материала сохраняется преемственность с первоначальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.

Задачи логопедического воздействия:

  • расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
  • развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Сроки реализации программы: 2-3 учебных года.


 Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
  3. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:– Владос, 2007.
  4. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
  5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Форма занятий

Этап. Тема

Период

К-

во час ов

Подгрупповая индивидуальн ая

1. Слово. Словосочетание. Предложение

А. Развитие навыков словообразования

1. Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов.

Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

15.09 – 22 .09

2

2. Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня

и правописание родственных и однокоренных слов

22.09-

30.09

2

3. Приставка

Знакомство с приставками.

Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений.

Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с

антонимами

30.09-

10.10

3

4. Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-

ласкательным значением. Выбор суффикса

10.10-

20.10

3

5. Морфологический

Закрепление знаний о корне,

20.10-

2


состав слова

приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых

процессов

27.10

Подгрупповая

индивидуальн ая

Б. Развитие навыков словоизменения

7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение

номинативного словаря

27.10-

10.11

2

8. Практическое употребление

существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие

восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

10.11-

17.11

2

9. Практическое употребление

существительных разного рода

Знакомство с понятием рода.

Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу.

Обогащение словаря. Развитие логического мышления

17.11-

25.11

2

10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имён существительных.

Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей.

Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

25.11-

20.12

7

Подгрупповая

индивидуальн ая

В. Развитие навыков согласования слов

11. Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам- признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов,

со схемой

20.12-

27.12

2

12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами

существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

10.01-

17.01

2

13. Согласование

прилагательных с

Согласование существительных с

прилагательными в роде.

17.01-

12.02

7


существительными в падеже

Согласование имён прилагательных с именами существительными в

падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря.

Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету.

Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

12.02-

16.02

1

15. Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи.

Развитие внимания, мышления, восприятия

16.02-

23.02

2

Подгрупповая

индивидуальн ая

16. Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов- действий с графической схемой.

Работа с антонимами, синонимами

23.02-

02.03

2

17. Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие

пространственно-временных отношений

02.03-

12.03

3

18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа

по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

12.03-

25.03

4

Подгрупповая

индивидуальн ая

2. Предложение

1. Предложение

Соотнесение предложений с

графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа.

Установление в сложных предложениях причинно- следственных связей.

Дифференциация понятий:

предложение-словосочетание-текст

25.03-

20.04

5

2. Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение

за изменением смысла предложения

20.04-

15.05

5


в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов.

Преодоление устного аграмматизма.

Работа с деформированными предложениями

3. Текст

Подгрупповая

,индивидуаль ная

1. Работа над текстом

Установление смысловых связей

между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием

15.05-

22.05

2

текст, его признаками: смысловой

целостностью, законченностью.

Выделение логико-смысловых

связей текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза...

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития

Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...

Логопедическое занятие по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников. Тема урока : «Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида»

Презентация к логоуроку по преодолению аграмматической дисграфии младших школьников поможет выстроить занятие от простого к сложному (в соответствии с задачами урока), актуализировать знания учащихся ...