Конспект открытого урока "Предложение"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Золотова Анастасия Викторовна

Уточнить знания о предложении как единице речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_9.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ЗПР  

« Предложение».

Учитель-логопед Золотова А.В.

Цель: уточнить знания о предложении как единице речи.

Задачи:

Образовательные

Закрепить навык различения звуков [Ш][ Ж];

Учить дифференцировать слово-предложение.

Коррекционно-развивающие

Развивать артикуляционную моторику,  фонематическое восприятие,  зрительное и звуковое внимание; навыки звуко-буквенного анализа, навыки самоконтроля; орфографическую зоркость.

Воспитательные

Воспитывать активность, интерес, самостоятельность на уроке,  формировать положительную учебную мотивацию. Соблюдать преемственность в работе с учителем-предметником.

Группа учащихся: 3 класс, логопедическое заключение: « Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью основных средств языка». Количество человек-6.

Оборудование: индивидуальные логопедические зеркала, опорные карточки с буквами Ж и Ш, опорные длинные и короткие полоски, конверты со словами, карточки с текстом, тетради, компьютер, проектор, опорные слайды.

I Оргминутка

Уч-ль: Ребята, поприветствуем гостей. Садитесь. Следим за осанкой -спина прямая, руки на партах.

 II Подготовительный часть

Уч-ль: Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Возьмите в руки зеркала. Выполним артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]     [Ж ]

Накажем непослушный язык

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.

Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

Блинчик

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу. В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет до 5-10. Боковые края языка касаются углов рта.

Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.

Чашечка

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Улыбнувшись, приоткроем рот и выдвинем вперед язык. Боковые и передний края языка при этом подняты, но не касаются зубов. Когда эо упражнение будет легко даваться малышу, в такую чашечку можно положить кусочек конфетки и попросить ребенка подержать язычок-чашечку под счёт до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.


Вкусное варенье

 Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.

Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

                                             

                                                             

                                                      

            

Уч-ль: Молодцы, а теперь скажите  

«Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:

*Лениться - …нет  (Ученики)

К знаниям стремиться - …да

Сладко зевать - …нет

На вопросы отвечать - …да

Быть внимательным - …да

Очень старательным - …да

Слушать, смотреть, размышлять - …да

  1. Развитие произвольного внимания.

Уч-ль: Ребята, давайте с вами выполним задание .  Посмотрите на монитор, перед вами « склеенные» слова». Разделите « склеенные» слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО   

   А сейчас давайте повторим (закрепим) материал прошлого занятия. Будем различать звуки Ж – Ш  (у вас на столе карточки с изображением звука Ж- Ш )

1. Послушайте слова и покажите какой звук [Ж] или [Ш] слышен в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лужок, пушок, дружок,  горшок, мешок,  дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

2. Назови последний слог в словах:

Груша, лужа, Маша,  крыша, кожа,  межа.

3. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово. ( Слайд)

утю-                дру-                творо-         сапо-

фла-                 сте-               лу-                пиро-             пры-        

пу-                   малы-              гор-                   пету-              ме-                

Уч-ль: Вы любите разгадывать кроссворды?  Правописание существительных с сочетаниями: жи, ши,

 По горизонтали:

1. Сами крошки,

    Боятся кошки,

    Под полом живут,

    Туда все несут. (Мыши.)

2. Мы ходим ночью,

    Ходим днем,

    Но никуда мы не уйдем. (Часы.)

3. Драчуны и забияки, живут в воде, кости на спине, и щука не проглотит.        (Ерши.)

4. Бегут по дорожке доски на ножке. (Лыжи.)

 5. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)

6. Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши.)

Если вы все записали правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К. И. Чуковского: «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины.)

-Физкульт. пауза  повернулись-улыбнулись, потянулись.

III Основная часть. Введение в тему (проблемное).

 

 Уч-ль: Ребята давайте с вами вспомним, на какие вопросы отвечают слова предметы и слова, обозначающие  действия предмета?

Придумайте и назовите два слова,   первое из которых обозначает предмет а второе – действие предмета. И составьте предложение из этих слов.

Индивидуальное задание. Звукобуквенный анализ (первый и последний звук)

Уч-ль: Что мы с вами составили?

Уч-ник:  предложение

Уч-ль: Назовём  тему  урока

  Уч-ник: ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Уч-ль:- Из чего состоит предложение? Уч-ник:  (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте скажем, прочитаем, что такое предложение? 

Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражают законченную мысль.  Слайд

Продолжаем занятие. Я вам сейчас раздам конверты. Посмотрите, в них лежат карточки со  словами. Прочитайте их.  Из этих слов  нужно составить предложение.

Жакет, бабушка, дедушке,  вяжет.

За, бежит, кошка, мышкой.

Дождь, за,  идёт, окошком.

Висит, в, одежда, шкафу.

На, ножницы, лежат, шкафу.

Книг, в  много. шкафу, книжном.

Взаимопроверка поменяйтесь местами, чтобы проверить задание товарища.

Правильно составлены предложения, у кого есть ошибки

- Сейчас давайте поиграем в игру  « Выбери полоску»

Подними длинную полоску, если услышишь предложение. Короткую -  если услышишь слово

Маша и Женя живут на шестом этаже. Жёлудь. Машина., Шары Я хожу по опушке. У Жени мешок пшена. Ежевика. Бабушка вяжет дедушке жакет. Лужа. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. Шипит. За окошком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу.

-Физкультпауза

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV Закрепление материала основной части

Перед вами предложения, они из текста, который я вам  прочитаю. Но перед этим вы прочитайте свои предложения.( Читать предложения).

 Теперь слушайте внимательно, запоминайте порядок  предложений и мы вместе расположим их в правильном порядке. 

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок.

- Работа в тетрадях. 

Индивидуальная работа по карточкам. (Развитие орфографической зоркости. )

У вас на столе  – карточки с текстом, в котором отсутствуют границы предложений. Необходимо исправить допущенные ошибки - обозначить заглавные буквы и поставить точки. Прочитай первое предложение. (точка, пауза)

Текст:

Наступила осень  дни стали короче солнце светит редко  с деревьев опадают листья птицы  улетают  в тёплые края

б) Коллективная проверка выполненной работы  НА ЭКРАНЕ

Итог занятия

Что мы делали на занятии: думали, говорили, читали, составляли предложения. Что вам понравилось на уроке?  Как вы оцените свою работу на уроке ?  «Лесенка успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...