Слово. Слоговой анализ и синтез слов.
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дорофеева  Люция Анваровна
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи: Образовательные: • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе; • отработать навык выделения гласных звуков из слов; • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах; • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры; • активизировать словарный запас учащихся. Коррекционно-развивающие: • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов; • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность; Коррекционно-воспитательные: • воспитывать умение работать в коллективе; • воспитывать стремление к результату деятельности; • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации. Здоровьесберегающие: • использовать элементы двигательной активности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temaslovo._slogovoy_analiz_i_sintez_slov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово. Слоговой анализ и синтез слов.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

Коррекционно-воспитательные: 

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие: 

  • использовать элементы двигательной активности;

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: картинка Гнома

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет и  запишет  слоги на доске.
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я..  Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

 – Приключения!

 Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

 Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных. Определение  количества слогов в слове. Активизация словаря. (Карточки) поезда

Логопед:

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем! Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна)...

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

2. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед:

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя

 Определение последовательности слогов в словах. Записываем в тетрадь

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

3. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока...
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла ....КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную ...КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе ...КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”... КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий ...КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл ...КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

4. Физминутка.

Руки выше поднимите

И тихонько опустите

Разверните их как крылья

И вперёд чтоб ровно было

Громко хлопните ребятки

И садитесь всё в порядке.

 Логопед:

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ

5. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641963/img1.gif

6. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры. Работа в тетради.

Логопед:

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги. Слон-слоник-слоники,  Дом-домик-домики. Стол-столик-столики;

7. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед:

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три...
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Я  приготовила для вас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641963/img1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Слоговой анализ и синтез слов", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На логопедическом занятии в первом классе учащимся даётся понятие о слоге, вырабатываются умения делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Занятие проводится в форме прогулки в лес....

Презентация-игра "Слоговой анализ и синтез слов. Домашние птицы"

Данная презентация предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети в игровой форме определяют количество слогов....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ

Серия упражнений, направленных на коррекцию дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова (преодоление пропусков элементов слов - букв, слогов; перестановок букв, слогов)....

Презентация для логопедического занятия по коррекции дисграфии, 2 класс. Тема: "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез слов".

В данном слайд-шоу представлена подборка заданий для проведения логопедического занятия с учениками 2 класса по коррекции смешанной дисграфии на тему "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез...