КОНСПЕКТ РЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ в 4 «В» классе «Фразеологизмы или почему мы так говорим?»
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему

Кожевина Марина Николаевна

Сценарий речевой конференции по проверке развития произношения у учащихся 4 класса начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_frazeologizmy.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШИ №30 II вида имени К.А. Микаэльяна

КОНСПЕКТ

РЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

в 4 «В» классе

«Фразеологизмы или почему мы так говорим?»

                                                                               Подготовили: Романова Е.П.

                                                                                                           Кожевина М.Н.

Москва, 2015

Корнаухов Антон: Фразеологизмы — это сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим. Фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека над природными явлениями (много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией, историческими и бытовыми событиями (пусто, словно Мамай прошёл). Фразеологизмы из песен, сказок, загадок называют крылатыми выражениями. Много фразеологизмов пришло к нам из профессий и других языков. К ним относятся пословицы и поговорки. Фразеология русского языка постоянно развивается и пополняется. Понять «почему мы так говорим» всегда интересно. Иногда история рождения того или иного сочетания слов — само по себе увлекательное чтение.

Стихотворение В.Суслова «Как работает слово?»

Седых Георгий:   Бывает частенько, что слово одно,

                              Но очень по-разному служит оно.

                              Примеры тут можно найти без труда,

                              Возьмём хоть короткое слово «вода».

Политов Вадим:   Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

                                 С тех пор уж немало воды утекло.

Беликов Вадим:   О смелом мы вправе сказать наперёд:

                              «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

Кололеева Ира:   А гуси и утки-сухие всегда.

                              Заметили люди: «Как с гуся вода».

Хоренко Роберт:   Случилось с тобою: ты правил не знал,

                                 Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Седых Георгий:   Лентяй отдыхает, а время идёт-

                              Под камень лежачий вода не течёт.

Политов Вадим:   Сказать болтуну мы порою не прочь:

                                «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Беликов Вадим:   Не прочь и другому сказать невзначай:

                              «Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Кололеева Ира:   Работать впустую!... Что скажут потом?

                              На дело, мол, воду носить решетом!

Хоренко Роберт:   Стихи пишут, не жалея труда,

                                 Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Корнаухов Антон:  Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее яркой. Их можно употреблять в разных жизненных ситуациях, в споре, в разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Седых Георгий:  Бить баклуши – бездельничать. Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна. Это считалось несложной работой, не требовалось много умений. Её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно ее поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалось такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».

Хоренко Роберт: Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение. В давние времена по деревням ходили цыгане с медведями. Они устраивали различные представления. Медведей цыгане водили на поводке. Поводок привязывали к кольцу и продевали медведю в нос. Медведи слушались своих хозяев и выполняли нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Со временем выражение стало применяться в более широком смысле – «вводить в заблуждение кого-либо».

Политов Вадим:  Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать незначительному слишком большое значение. В разговорной речи выражение «делать из мухи слона» употребляется, когда мелкие неприятности  специально раздуваются до огромного размера.

Беликов Вадим:  Заварить кашу, расхлёбывать кашу . Когда на Руси не было картошки, в крестьянских семьях кашу ели каждый день. Каша готовилась быстро, на это не требовалось большого умения. Если каша получалась невкусной, ее все равно приходилось есть (расхлёбывать). «Заварил кашу» - говорили про человека, который создал сложную ситуацию для себя и окружающих. А чтобы распутать эту ситуацию, надо было приложить большие усилия для исправления ошибки. Часто говорят о человеке «с ним каши не сваришь», это значит с ним нельзя делать общее дело или «мало каши ел» - о молодом и неопытном человеке.

Корнаухов  Антон: Крокодиловы слёзы – притворные слезы. Выражение пришло из древности. Нильские крокодилы отличались кровожадностью и коварством и прежде чем проглотить свою жертву, проливали слезы. Тайну происхождения слез у крокодила разгадали шведские ученые. Они установили, что крокодилы через особые железы, расположенные около глаз, выводят из организма избыток солей. Ошибка была выявлена, но поверье и связанное с ним выражение живет в народе.

Кололеева Ира:  Купить кота в мешке – приобрести что-либо не глядя, ничего не зная о качествах покупки. Эта поговорка родилась во Франции. А в Германии так говорят, когда человек продал плохую вещь. Англичане говорят «купить поросенка в мешке».

Хоренко Роберт:  На (во) всю Ивановскую – очень громко, кричать, шуметь, храпеть; делать что-либо очень быстро. В московском Кремле в старину была площадь. Она называлась Ивановской, потому что на ней была колокольня Ивана Великого. На площади всегда было много людей, которые обменивались новостями и слухами, заключали торговые сделки. С 17 века на этой площади звонили в колокола, собирая людей. Глашатаи громким голосом на всю Ивановскую площадь оглашали царские указы и приказы. Отсюда и пошло название «кричать на всю Ивановскую», «звонить во всю Ивановскую».

Политов Вадим:  После дождичка в четверг – неизвестно когда или никогда. Наши предки поклонялись богу грома и молнии Перуну. Днем Перуна был четверг. В этот день ему возносили молились о дожде. Но во время засухи эти молитвы часто оставались не услышанными и не помогали. Вот тогда и появилось выражение «после дождичка в четверг». Мы говорим так о том, что никогда не исполнится.

Седых Георгий:  Спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше у всех были  длинные рукава, которые засучивали перед работой. Выражение «засучив рукава» – значит, усердно приняться за дело. После работы зимой рукава опускали, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Вот возникло выражение «спустя рукава» – значит небрежно, кое – как.

Корнаухов Антон: В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но мы почти не употребляем их. Мы будем учиться использовать фразеологизмы.

Кололеева Ира:   Дружнее этих двух ребят

                               На свете не найдёшь.

                               О них обычно говорят

                               Водой не разольёшь.

Хоренко Роберт: Товарищ твой просит украдкой

                                Ответы списать из тетрадки.

                                Не надо, ведь этим ты другу,

                                Окажешь медвежью услугу.

Беликов Вадим:  Фальшивят, путают слова,

                               Поют кто в лес, кто по дрова,

                               Ребята слушать их не станут,

                               От этой песни уши вянут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"

На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....

Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....

Урок русского языка в 4 классе "Фразеологизмы"

Данный урок знакомит учащихся с устойчивыми словосочетаниями...

Открытый урок в 4 классе "Фразеологизмы"

Урок разработан по теме "Фразеологизмы. Закрепление"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Фразеологизмы» УМК «Начальная школа ХХI века».

Первое знакомство учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять; отличать их от других речевых единиц в потоке речи....

Конкурс среди 3-х классов «Фразеологизмы в картинках"

Конкурсная программа по русскому языку...

русский язык 2 класс фразеологизмы

laquo;Значение фразеологизмов»(урок русского языка, 2 класс) Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: традиционная.Цели урока:...