Конспект открытого логопедического занятия в 4 классе "Приставки. Морфемный анализ слов"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Морозова Елена Александровна

Представлена работа по актуализации знаний учащихся по теме "Приставки"; совершенствованию морфемного анализа слов разных частей речи; по словобразованию (приставки пространственного значения у глаголов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4_klass._morozova.docx410.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе по теме «Приставки. Морфемный анализ слов»

Цель:   совершенствование навыков правописания приставок, морфемного анализа слов

Задачи:

коррекционно-образовательные:                                                                                                                                                                                         - актуализировать знания по теме;                                                                                                                                                                                                                          - развивать орфографическую зоркость;                                                                                                                                                                                                          - развивать навык словообразования;                                                                                                                                                                                                 - совершенствовать навык морфемного анализа;                                                                                                                                                                                  - обогащать словарный запас;                                                                                                                                                                                                                 - развивать зрительное внимание и память;                                                                                                                                                                                                                     - развивать логическое мышление;                                                                                                                                                                                                          - совершенствовать навык чтения                                                                                                                                                                                воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                     - воспитывать интерес к учебному процессу;                                                                                                                                                                                      - воспитывать усидчивость и аккуратность;                                                                                                                                                                                     - совершенствовать навыки самоконтроля;                                                                                                                                                                                         - развивать умение работать в коллективе.

Оборудование: презентационный материал; маршрутный лист, запись на доске, электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс», цифровой ряд, ручки и карандаши.

Ход занятия

Слайды

Этапы занятия, инструкции, деятельность логопеда, действия по слайдам

Речевой материал,                                                      деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  1. Сообщение темы

- Чтобы узнать тему занятия, надо определить «4 лишний». Части слова: про -, от -, оньк -, из.

- Запишите буквы – орфограммы в указанном порядке, составьте из них слово.

- «4 лишний» суффикс оньк -. Про -, от – из – это приставки.

Тема: Приставки (запись)

2,3,4,5,6: морской, травинка, баллы, моряк, ландыш.

Лексическая тема: Школа

Слайд №1

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Работать мы будем по плану.

- Мы будем учиться правильно анализировать слова с приставками и писать их.

                                           План

  1. Подготовка к урокам (Актуализация знаний)
  2. «Математика»
  3. «Физкультура»
  4. Русский язык

Слайд №2

  1. Приставки. Морфемный анализ слов

1. Актуализация знаний по теме

  • - Прочитайте стихотворение, вставьте приставки.

  • - Что мы знаем о приставке?

  • - В каких приставках были орфограммы? Какая

 орфограмма стояла после приставки из одной согласной?

  1. Вставляют приставки, читают стихотворение:

Ехал я, ехал, до ямы доехал,

Яму объехал, дальше поехал.

Ехал я, ехал, до горки доехал,

Въехал, съехал, дальше поехал.

Ехал я, ехал, до двора доехал,

Во двор въехал, к дому приехал.

  • - Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

- Приставка служит для образования новых слов.

  • - Безударные гласные в приставках ДО-, ПО-, ПРИ-.

- Разделительный ъ после приставок В-, С-.

Слайд №3

Слайд №4

2. Упражнение в написании приставок

«Математика»

а) Различение приставок ПО и ПРО.

«Устный счёт»

- Послушайте слова, запишите только приставку.

- Назовите приставку, «расшифруйте» слово.

б) Правописание приставок

«Примеры»

- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

в) Разбор слов по составу

- Сложите приставки, запишите ответ.

  • …бдумал +р…зг…дал =
  • Пр…бе…ка + з…грустил =
  • …дача +п…са…ки +…бил + …бвал =
  • С…скучился +в…шли + книзу =
  • Пр…пустил + в…шёл +д…ел + кверху =

- Составьте и запишите свой «пример»:

Вопрос =                        Сразу =

«Задача»

- Найдите наречия, разберите слова по составу.

- Что мы делали на уроке «математики»?

- Оцените свою работу.

а) Записывают приставки на слух в словах:

Подписать, поделить, подорожник, подземный, подосиновик, пододеяльник, подруга, подарить.

Выполняют проверку.

б) Самостоятельная работа; проверка у доски с объяснением.

Проверка:

  • Обдумал +разгадал = образ
  • Пробежка + загрустил = проза
  • Сдача +посадки +сбил + обвал = способ
  • Соскучился +вошли + книзу = совок
  • Пропустил + вошёл +доел +кверху = проводок

Вопрос =  войти + пробежка + сдача

Сразу = сделал + развёл + унёс

Кверху, книзу. Решение (разбор по составу)

Вывод: - Мы повторили правописание приставок, разбирали слова по составу.                                                           - Я узнал, что у наречий есть приставка «к» и суффикс «у».

Ставят отметку.

«Физкультура»

  1. Разминка

- Слушаем внимательно, выполняем задания по команде.

      Мы шагаем, мы шагаем,

      Выше ноги поднимаем.

      Влево шаг – вправо шаг,

      Шаг вперёд – шаг назад.

      Мы шагаем, мы шагаем,

      Ноги дружно поднимаем.

      Шаг немного замедляем,

      Постепенно ускоряем.

      Руки вверх мы поднимаем,

      А потом их опускаем.

Слайд №5

  1. Задание на внимание

- В инструкции пропали все приставки. Вставьте их. Покажите, какие движения надо сделать.

  • Милым детям нужно  …стать,
  • Руки медленно   …нять.
  • Пальцы  ….жать,
  • Потом  …жать.
  • Так секунду   …стоять.
  • Руки плавно    …пустить,
  • Всё ещё раз  …вторить.

Слайд №6,7

Русский язык

  1. Приставки пространственного значения.

Работа над словообразованием

- Образуйте при помощи приставок ПЕРЕ-, ЗА-, ВЫ-

новые слова, которые бы обозначали начало действия; повторение действия; действие направлено изнутри наружу.

  1. Сверкать, копать, лететь, читать, смеяться,

кружить, рисовать, бежать, жечь, тащить, писать.

Проверка (электронное приложение)

а) Начало действия: засверкать, засмеяться, закружить, зажечь.

б) Повторение действия: перекопать, перечитать, перерисовать, переписать.

в) Действие направлено изнутри наружу: вылететь, выкопать, выбежать, вытащить.

Слайды №8,9

3. Работа с текстом

- Составьте текст, употребляя глаголы в прошедшем времени.

- От чего будет зависеть выбор приставки?

  1. Работа с деформированным текстом

Звенеть, звонок. Дети, класс, из, идти. В, учительская, идти, учительница.  Толя, библиотека, до, идти. Столовая, идти, Вера, из. Света, к, окно, идти. Перемена, закончиться. Идти, все, класс, в.

Шёл, шла, шли.

- Выбор приставки будет зависеть от предлога.

                               Перемена в школе

Зазвенел   звонок.  Дети   вышли   из класса.  Учительница   пошла   в учительскую.   Толя   дошёл   до библиотеки.   Вера   вышла   из столовой.   Света   подошла   к   окну. Перемена закончилась.   Все   вошли в   класс.

Вывод:

  • Приставка служит для образования новых слов.
  • Приставка может изменять значение слова
  • Выбор приставки может зависеть от предлога

Слайд № 10,11

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Мои отметки на «Лесенке успеха»:

- Сегодня на занятии я:                                              

  • Учился …
  • Узнал  …
  • Запомнил  …
  • Удивился …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)

Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»

Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата....

Открытое логопедическое занятие на тему: «Звукобуквенный анализ и синтез слов» 1 класс

Лексическая тема: ВеснаЦель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.Задачи:Коррекционные:1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.2. Определять место звуков и букв в словах.3. Закрепля...

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...