Применение дифференцированного подхода к обучению на логопедических занятиях.
учебно-методический материал по логопедии

Методы и приёмы дифференцированного обучения применяемые на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Учитель – логопед Барбаняга Л. М.

   МАОУ «СОШ №22» г. В. Новгорода.

 Применение дифференцированного подхода к обучению на логопедических занятиях.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые  требования к системе школьного образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение современных образовательных технологий. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. 

Применение технологии дифференцированного  обучения позволяет строить коррекционно-воспитательную работу  с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

     Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому  воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.  

          При осуществлении дифференцированного подхода на логопедических занятиях следует учитывать следующее.

  1. Каждое занятие строится как продолжение предыдущего. Новое  содержание связывается с ранее изученным.
  2. Многократно повторять и закреплять новый материал.
  3. Оптимальными являются репродуктивные методы работы, позволяющие систематизировать, повторить по шаблону
  4. Следует изучать материал маленькими дозами, каждую закрепляя. Строить работу от простого к сложному, выбирать главное.
  5. Оказывать индивидуальную помощь  только при необходимости и дозировано.
  6. Помощь необходимо оказывать с целью стимулирования, направления, обучения.
  7. Стимулировать познавательную активность игровыми, наглядными, творческими методам

Приемы дифференциации, которые используются на логопедических занятиях.

Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.

  •  усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:
  • увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества пунктов задания);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию.

Дифференциация заданий по степени самостоятельности обучающихся.

      При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна

Дети  знакомятся с заданием, объясняют его, выясняют правила оформления. После этого обучающиеся 1-го варианта выполняют задание самостоятельно, обучающиеся 2-го варианта – после проговаривания 2 – 3 примеров из упражнения, а обучающиеся 3-го варианта – записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски (например, вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор).

    После этого этап проверки проводится фронтально

Дифференциация  заданий по уровню творчества .

  Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

  К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

   К продуктивным заданиям относятся упражнения, предполагающие творческие задания.

Ученикам приходится применять знания, полученные на уроках, в новой, нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности

Творческие задания.

  • Объяснение смысла пословицы или поговорки;
  • составление текста на заданную тему;
  • составление устных и письменных высказываний;
  • составление предложений по предложенной схеме;
  • объяснение смысла того или иного высказывания;
  • игры-драмматизации.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельность, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушения речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность, использовать эффективные приёмы и методы, осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Литература:

  1. «Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения», Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко.  «Школьная пресса»2004г.
  2. «Коррекционно-развивающее обучение» С. Г. Шевченко «Владос» 2001г.
  3. «Общепедагогические методы и технологии в коррекционном образовании» Н. П. Попова  Новгородский региональный центр развития образования. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференцированного подхода в процессе формирования универсальных учебных умений

Применение дифференцированного подхода в процессе  формирования универсальных учебных уменийОтвечая на вопрос: «Что такое универсальные учебные умения?»- многие называют письмо, чтение и т.д. Но ...

Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися при письме

Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Как правило, работа над ошибками проводится фронтально, без учёта индивидуальны...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Статья "Нетрадиционные методы обучения. Дифференцированный подход в обучении"

Использование нетрадиционных методов обучения и дифференцированного подхода....

« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...

Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности

Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....

О применении индивидуального и дифференцированного подходов в обучении русскому языку детей с ОВЗ

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Методика русского языка опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Учитывая ра...