Рабочая программа индивидуальных занятий
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Рабочая программа
индивидуальных коррекционно-логопедических занятий
для обучающегося 3 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»
р.п. Переяславка
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО педагогов-психологов зам. директора директор школы
и логопедов по УВР _______ __________ от _____.20___г ______________ ____________
протокол №____ _____.20___г. от _____.20___г.
приказ № ____
Рабочая программа
индивидуальных коррекционно-логопедических занятий
для обучающегося 3 класса
Составитель: О.В. Васкевич
Учитель - логопед
р.п. Переяславка
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общие сведения обучающегося:
Имя, фамилия ребёнка: ______________
Возраст ребёнка: _________
Класс: 3
Год рождения: ____________
Место проживания: _______________
Родители: ______________
Заключение ЦПМПК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название программы:
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка, проживающего в условиях школы - интерната с учетом его особых образовательных потребностей в 3 классе».
Цель: Коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.
Задачи:
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
• Развитие речевого дыхания.
• Постановка звуков и ввод их в речь.
• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
• Профилактика нарушений письменной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
Работа учителя - логопеда проводится по следующим направлениям:
1. Развитие коммуникативных навыков. Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру. Формирование умения приветствовать взрослого и прощаться, используя речевые возможности ребенка.
2. Развитие общей и мелкой моторики. Нормализация мышечного тонуса, устранение моторных затруднений, выработка координированности и целенаправленности движений, формирование графомоторных навыков.
3. Работа над правильным речевым дыханием. Формирование длительного плавного выдоха в игровых упражнениях («Тихий ветерок», «Задувает свечу», «Ветер колышет листья деревьев, гонит облака», «Остудим горячий суп».
4. Развитие речевой моторики. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям. Развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений. Обучение восприятию артикуляционных укладов звуков путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
5.Формирование сенсорного восприятия.
- Развитие восприятия величины, формы, цвета предметов
- .Развитие зрительного и слухового восприятия. Расширять рамки зрительного и слухового восприятия.
6. Понимание речи. Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела и лица, знакомые действия). Развивать умение реагировать на звук и голос переменой в поведении.
7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а,о,у,и, ы) согласных (ф, ч, ш, ж).
8. Обогащение активного и пассивного словаря с использованием лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детѐныши», «Птицы».
Используется определенная структура коррекционно – логопедического занятия:
- Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
- Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
- Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
- Повторение изученного, подача нового материала.
- Двигательная гимнастика.
- Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность коррекционно – логопедических занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит 3 раза в неделю – индивидуально, 2 раза - подгрупповые занятия.
Коррекционно – логопедические занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 2 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 1 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие:
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практическая деятельность:
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Двигательное развитие:
Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Описание возможных результатов обучения:
- мотивация двигательной активности
- поддержка и развитие имеющихся движений
-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест, предмет , графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных занятий по литературному чтению для 2 класса
В основу рабочей программы индивидуальных занятий по литературному чтению для 2 класса составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой (с...

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по математике для 4 класса
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального ...

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку для 4 класса
Данная программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально – групповых занятий по математике 3 класс
Рабочая программа ИГЗ по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...

Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...
