РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий для обучающихся 2 класса
рабочая программа по логопедии

Васкевич Оксана Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедических занятий

для обучающихся 2 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass_2016-2017_uch.g.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №9» р.п. ПЕРЕЯСЛАВКА

Рассмотрено:                                             Согласовано:                                Утверждаю:

на МО учителей                                        зам. Директора                             директор школы

начальных классов                                    по УВР ______                              __________                

от_____. 20____г.                                         Е.В. Ульянова                             В.С. Кушнир

протокол №___                                          _____. 20____г.                             от ____.20___г.
______ Р.Н.Ушакова                                                                                          приказ № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедических занятий

для обучающихся 2 класса

                                                                                                    Составила:

Учитель-логопед:

Васкевич О.В.

п. Переяславка

2016-2017 уч.г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа логопедических занятий составлена на основе:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  0-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
  • ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-2 классов)
  • АООП 1- 4 классов
  • Учебного плана КГКОУ ШИ  9 на 2016/2017 учебный год
  • Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
  • Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 /2015  учебный год.

Обоснование - Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

  • замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
  • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Развитие речи обучающихся  характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства обучающихся типичны запаздывание и замедленный тепм развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонематического и грамматического строя речи.

        Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У обучающихся нарушаются все компоненты речи: ее фонетико - фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случае у учащихся начальных классов наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех обучающихся, у значительной части детей имеются те или иные нарушения речи:

  • неправильное произношение звуков- фонематический дефект;
  • дизартрия.

Особенность речевых расстройств состоит в том, что преобладающим в их структуре является фонематический дефект.

У обучающихся оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

        У обучающихся в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сровнения компонентов.

Нарушения устной речи еще более усугубляет недоразвитие познавательной деятельности обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи. На письме отмечаются замены, пропуски и перестановки букв.

        Для речевого развития обучающихся 2 класса характерно:

  • нарушение звукопроизношения;
  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  • аграмматизмы, проявляющиеся в формах словоизменения;
  • нарушение словообразования;
  • недостаточность сформированность связной речи (формирование фразовой речи, нарушение последовательности слов в предложении, нарушение последовательности событий);
  • дислексия;
  • дисграфия.

Цель данной программы:

  • предупредить неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной и письменной речи.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
  2. Формировать звукобуквенный анализ с установлением соотношений между буквами звуками в слоге, слове;
  3. Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков, звонких и глухих, свистящих и шипящих; различение звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;
  4. Активизировать и обогащать имеющийся словарный запас, уточнить конструкцию предложения, незначительно распространяя его;
  5. Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);
  6. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).

Коррекция нарушений речи требует организации специальной логопедической работы.

         В учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий –

  2 класс 9 часов в неделю.  Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

        Учитель-логопед комплектует индивидуальную и групповую работу  по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

        Основной формой является индивидуальная работа и групповые занятия. Групповые занятия проводятся после уроков, на коррекционных занятиях, в режимные моменты. На занятия с группой отводятся 20-30 минут. Индивидуальные занятия проводятся в течение уроков по 10 – 20 минут.

Занятия строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку, чтению, речевой практике, мир человека и природы  и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Для эффективности логопедических занятий и переноса полученных навыков в учебную обстановку используется дидактический материал в соответствии с темой программы. Которая изучается в классе по предметам.

        

В структуру занятия может входить:

  • Упражнения для развития артикуляторной моторики;
  • Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • Формирование фонематических процессов;
  • Работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • Работа над предложением, текстом;
  • Обогащение и активизация словарного запаса.

Основные методы работы на занятии - методы обучения индивидуальные и групповые:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Содержание курса:

  • Пропедевтика. Развитие общей и специальной моторики. Строение и функции речевого аппарата, мелкой моторики пальцев, пространственно-временные отношения, сенсорика. Показ видеофильма «Пальчиковая гимнастика».
  • Дифференциация гласных и согласных звуков.
  • Работа над словом. Развитие лексического запаса слов. Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов. Слова, обозначающие предмет, признаки и действия предметов.
  • Работа над предложением. Уточнение значения используемых грамматических и синтаксических конструкций, связь слов в предложении. Простое предложение. Распространение простого предложения. Составление предложений по картинке, серии картинок.
  • Работа над слогозвуковым составом слова. Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов, навыка анализа и синтеза. Мягкие согласные.
  • Формирование монологической речи. Развитие навыков построения связного высказывания, отбор языковых средств. Виды пересказа. Доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины.

Обследование

6 часов

Звуковой анализ

5 часов

Дифференциация звонких и глухих согласных

5 часов

Дифференциация твердых и мягких согласных

5 часов

Дифференциация сонорных согласных

3 часа

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

5 часов

Дифференциация согласных

3 часа

Слоговая структура слова

2 часа

Слова, обозначающие предмет

5 часов

Слова, обозначающие  действия предмета

5 часов

Предлоги

2 часа

Предложение

4 часа

Текст

3 часа

Контрольные работы

2 часа

Утренник логопедический

1 час

Обследование

4 часа

ИТОГО:

60 часов

       Лексические темы с учётом регионального компонента:      

  1. «Осень» - особенности дальневосточной осени.
  2. «Овощи и фрукты» - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
  3. «Мебель» - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
  4. «Посуда».
  5. «Насекомые».
  6. «Профессии».
  7. «Семья».
  8. «Животные леса», «Детёныши диких животных» - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
  9. «Домашние животные».
  10.  «Зимующие птицы» - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
  11. «Зима» - особенности зимы родного края.
  12. «Весна» - особенности весны родного края.
  13.  «Растения весной» - растительный мир дальнего Востока.
  14.  «Труд на селе» - ознакомление с трудом местных жителей.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ  К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.

К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные, графические диктанты.

Литература.

     1. Жукова Н.С. «Логопедия», Екатеринбург, «АРДЛТД», 1998г.

  1. Жукова Н.С. «Я говорю правильно», М., «Эксмо», 2006г.
  2. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М., «Владос», 2001г.
  3. Лопухина И.С. «логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи», М., «Аквариум», 1996г.
  4. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М., «ВЛАДОС», 2001г.

                                                                                                   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы...

Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся с ОВЗ, имеющих ТНР (1-4 классы) вариант 5.1

Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-...

Программа логопедических занятий для обучающихся 5-8 классов коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ по ФГОС»

Данная программа разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы (АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...