СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Митрофанова Валерия Александровна

Актуальные вопросы формирования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современных образовательных организациях: электронный сборник Региональной НПК 14.12.2016. Нижний Тагил: МБУ «ИМЦ», 2016. и сертификат об участии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._sredstva_monitoringa.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Митрофанова В.А.

ГКОУ СО «НТШИ№1», МБОУ СОШ «ЦО №1» г. Нижний Тагил

Аннотация

В статье представлены средства мониторинга и оценки динамики обучения учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития в контексте внедрения ФГОС ОВЗ в учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы.

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТМНР. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося  и разрабатывается на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации. Условия реализации СИПР для детей разных категорий представлены во ФГОС для обучающихся с ОВЗ (вариант 4).

Реализация СИПР предполагает формирование у ребенка с ТМНР жизненных компетенций. Компонент «Жизненные компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Функция жизненных компетенций состоит в обеспечении ребенка необходимым в повседневной жизни объемом знаний, умений и навыков, формирующим основу дальнейшего развития отношений с социальным окружением, что достигается благодаря последовательному введению ребенка во все более сложное жизненное окружение, соответствующее зоне его ближайшего развития. Основная сложность, которая возникает при разработке СИПР, заключается в отсутствии  перечня и конкретизации жизненных компетенций, а так же экспериментально подтвержденных данных о методах мониторинга успешности реализации СИПР.

ПМП консилиум нашего учреждения выбрал для себя следующий вариант мониторинга. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники консилиума образовательного учреждения оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет".

В конце первого полугодия по итогам мониторинга всех участников разработки программы  в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР.  На основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

 

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

   

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

   

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного использования

+

Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребёнка ФГОС рекомендует применять метод экспертной группы, сформированной на основе междисциплинарного подхода. Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая учителя, учителя-логопеда, учителя адаптивной физкультуры, педагога-психолога и других специалистов, а также членов семьи ребенка. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных и академических компетенций. Основой служат анализ результатов обучения ребёнка и динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме, оценивающей наличный уровень развития компетенций.

Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Результаты обучения зависят от индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Принципиальное отличие итоговых достижений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2 АООП) от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений (вариант 1 АООП) состоит в том, что они (итоговые достижения) определяются индивидуальными возможностями ребенка, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и в обществе.

Оценка достижений планируемых результатов освоения АООП обучающимися происходит строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

« Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»

Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике...

«Использование средств ААК в адаптационный период. Составление и реализация СИПР в работе учителя – логопеда»

laquo;Использование средств ААК в адаптационный период. Составление и реализация СИПР в работе учителя – логопеда»Альтернативная коммуникация как средство общения не вербального реб...

«Создание условий организации здоровьесберегающих технологий для первоклассников на базе учебного кабинета».

Статья раскрывает использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебного процесса на базе учебного кабинета в 1 классе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...