Программа по организации здоровьесберегающей деятельности "Секреты здоровья"
рабочая программа по зож по теме

Пакшина Лариса Александровна

Авторы: Матюшева С. В., Пакшина Л. А. Борискина Д. П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
  2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. В школе система этой деятельности осуществляется в рамках реализации Комплексной программы «Секреты здоровья».

Комплексная программа «Секреты здоровья» (далее — Программа) призвана содействовать утверждению в жизни социума идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.

Под понятием здоровье мы подразумеваем единство трех его составляющих, каковыми являются физическое, психическое и социальное здоровье. Физическое здоровье включает в себя нормальное, в соответствии с возрастом развитие физических данных человека, функциональное развитие физиологических органов. Физическое здоровье обеспечивается всем образом жизни, а также занятиями спортом.

Психическое или душевное здоровье включает в себя развитие познавательных процессов — ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, чувств. Сюда также входит развитие личностных качеств характера. В результате сформированности психического здоровья происходит нормальная полоролевая и функциональная идентификация ребенка как личности.

Социальное здоровье — это сознательная готовность и умение человека следовать тому духовно-нравственному идеалу, который принят в обществе.

Оно включает в себя социальное развитие — освоение культуры, развитие сознания и самосознания, способности к возрастанию гражданской, национальной и профессиональной ответственности. На этой основе формируется самоопределение личности.

В конечном итоге сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к позитивному самоопределению, самореализации и самоконтролю.

Целью программы является создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся образовательных учреждений.

Программа предполагает решение следующих задач:

1) создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса;

2) обеспечение формирования системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса образовательных учреждений;

3) создание системы медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся образовательных учреждений;

4) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для сохранения здоровья участников образовательного процесса;

5) введение в образовательный процесс комплекса мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, обучающихся образовательных учреждений;

6) освещение проблем здоровья, здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

           Данная авторская программа имеет комплексную форму организации содержания и педагогической деятельности и адаптирована для обучающихся 1-5 классов.

         Срок реализации программы: 5 лет.

Этапы выполнения программы «Секреты здоровья»

Этап

Наименование мероприятий

Исполнитель

1.Анализ и создание
условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении

1.1.

Осуществление контроля за соблюдением СаНПиНа

Администрация школы, медицинские работники

1.2.

Развитие материально-технической база школы:

  • приобретение спортивного инвентаря;
  • ремонт и приобретение оборудования для лыжной базы, тренажёрного зала;

Администрация школы, заместитель      директора школы по АХЧ

1.3.

.

 

Переподготовка и повышение квалификации специалистов школы: медицинских  работников, психолога, педагога- организатора  по вопросам культуры сбережения здоровья.

 Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и др. формы работы

Администрация школы, школьные методические объединения

1.4.

Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ

Школьные методические объединения

2. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1.

Организация и осуществлен
е комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся

Классные руководители, учителя физкультуры, медицинские работники, психолог.

2.2.

Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся  на основе комплекс ной оценки

Медицинские работники, психолог,  учитель физкультуры.

3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных

мероприятий для обучающихся

3.1.

Обеспечение качественного и рационального питания школьников.

Медицинские работники, работники столовой, директор школы, заместитель директора по АХЧ.

3.2.

Работа по коррекции опорно-двигательного аппарата

Учителя физической культуры

3.3.

Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях

Психолог, медицинские работники

3.
.

Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников

Медицинские работники, педагоги

3.5.

Работа по закаливанию обучающихся младших классов

Медицинские работники, учителя физической культуры и педагоги группы продлённого дня

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1.

Различные формы урочной и внеурочной деятельности

Учителя физической культуры, мед. работники, классные руководители, психолог

4.2.

Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с
частием педагогов и родителей обучающихся

Заместитель директора по воспитательной работе, учителя физической культуры

5. Работа с родителями обучающихся

5.1

Проведение родительских собраний, лекций, семинаров, бесед, открытых уроков, занятий, праздников

Администрация школы, родительский комитет, классные                    руководители, временная творческая группа «Здоровый школьник».

6. Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы     « Секреты здоровья»

6.1.

Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями (ДЮСШ, ДТДиМ, Школа искусств, ДКШ, Олимп)

Администрация школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя физкультуры.

6.2.

Популяризация форм
здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации

Заместитель директора по учебной работе (сайт школы), организатор внеклассной работы, учителя физкультуры

Прогнозируемые результаты

 - сформированность представлений учащихся о физическом, психическом и социальном здоровье — как о норме жизни;

- создание условий для оптимальной здоровьесберегающей жизнедеятельности обучающихся

- повышение уровня информированности обучающихся о вреде социально обусловленных заболеваний;

- устойчивая мотивация ведения здорового образа жизни у детей и подростков

- успешное противодействие вредным привычкам;

-сформированность мотивации на рациональное здоровое питание;

- сформированность навыков осознанного безопасного поведения школьников

- практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды);

- первоначальное умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений (познавательные УУД); делать выбор наиболее эффективного способа решения, оценивать себя, корректировать свои действия (регулятивные УУД); умение договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов (коммуникативные УУД);

- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, красота, гармония, физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение, забота и помощь, честность, чувство долга, эстетическое развитие)

- получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.

  1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

        Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

- Приоритетность в учебно-воспитательном процессе сбережения здоровья (физического, психического, духовно-нравственного) обучающихся.

- Превентивность в обучении навыкам здорового образа жизни,  ответственного поведения и сознательного отношения к своему здоровью.

- Комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства с использованием современных здоровьесберегающих программ (программы «Здоровье», «Педагогика здоровья» Касаткина В.Н.; программы «Полезные привычки», «Полезные навыки» Романовой О.Л.; «Разговор о правильном питании» Безруких М.М. и др.)

        Ключевые понятия, которыми оперирует программа:

Адаптация – приспособление организма к новым условиям среды.

Активная сенсорно-развивающая среда – учебное средовое пространство, основным принципом функционирования которого является природосообразность.

Здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

Психологическое здоровье - высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими и субъективным ощущением психологического комфорта.

Духовно-нравственное здоровье – состояние души, при котором нравственные качества преобладают над материальными потребностями, в сочетании с поведением, руководствующимся этическими нормами общества.

Превентивное обучение и воспитание - предупреждение отклоняющего поведения посредством формирования личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье, с целью научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих

Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – приёмы, методы и формы работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Здоровьесберегающее пространство – позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся.

          Программа базируется на положениях следующих нормативно-правовых документов:

1.        Закон РФ «Об образовании» и содержащихся в нем двух основных положениях:

а) о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности (ст.2);

б) об обязанности образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

2.        Закон Республики Коми «Об образовании».

3.        Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3.03.99., подчёркивающей, что во всех образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры, по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников (ст. 28).

4.        Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

5.        «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.93, №5487-1.

6.        «Семейный кодекс РФ» от 29.12.2001., №223-ФЗ.

7.        «Конвенция о правах ребёнка»

8.        Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2009 г. № 373 и др.

        Основные принципы построения программы:

Принцип целостности, реализующийся в охвате всех видов деятельности;

Принцип комплексности, предполагающий использование разнообразных форм и методов работы;

Принцип взаимодействия, единства требований и преемственности, означающий вовлечение в реализацию программы всего педагогического коллектива, всех медицинских работников и специалистов школы с обязательной их предварительной подготовкой;

Принцип учёта возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

Принцип дифференциации, предполагающий выявление и развитие генетических задатков каждого ребёнка, максимальное использование возможностей окружающей среды и социальной наследственности. Выбор содержания воспитывающей деятельности в соответствии с актуальными на данный момент потребностями ребёнка;

Принцип природосообразности, означающий воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

Принцип толерантности.  Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание комплексной программы «Секреты здоровья» предполагает планирование деятельности и её реализацию  по направлениям:  организационная работа,  воспитательная работа,  спортивно-массовая работа,  профилактика школьного травматизма, медицинская профилактика.

Организационная работа направлена на реализацию задач:

обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

-обеспечить здоровьесберегающий режим работы школы;

-организовать систему рационального горячего питания учащихся;

-обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся.

Воспитательная работа направлена на реализацию задач: 

- сформировать у обучающихся правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;

- сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;

- обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами.

Спортивно-массовая работа направлена на реализацию задач:

- укреплять материально-техническую базу действующих спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов;

- пропагандировать знания об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний;

- вовлекать учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом;

- обеспечить участие учащихся в ежегодных спортивных соревнованиях различного уровня.

             Профилактика школьного травматизма направлена на реализацию задач:

- сформировать навыки сознательного безопасного поведения на улицах, дорогах и в социуме;

- развивать способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитать чувство ответственности за безопасность - личную и других участников дорожного движения.

Медицинская профилактика направлена на реализацию задач:

- организовать совместную деятельность медицинских и педагогических работников в оздоровлении детей;

- сформировать у школьников мотивационную сферу гигиенического поведения;

- организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей;

- организовать совместную деятельность родителей и педагогических работников, направленную на пропаганду здорового образа жизни.

Механизм реализации Программы

Организационная работа

Мероприятия

1.

Организация ремонта учебных кабинетов

2.

Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году

3.

Обеспечение готовности школьных помещений к работе в зимний период

4.

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому

5.

Составление социального паспорта класса

6.

Организация работы временной творческой группы «Здоровый школьник»

7.

Издание приказов об охране жизни и здоровья школьников

8.

Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе

9.

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

 Воспитательная работа

Мероприятия

1.

Совместная подготовка с родителями и качественное проведение занятий (мероприятий) по здоровьесбережению

2.

Организация летнего отдыха школьников

3.

Международная неделя отказа от курения

4.

Всемирный день борьбы со СПИДом

5.

Месячник «Наше здоровье в наших руках»

6.

Месячник борьбы с туберкулезом

7.

Антинаркотический тематический месячник «Знать, чтобы жить!»

8.

Уроки Мойдодыра (1кл.), уроки Айболита (2кл.), уроки Знайки (3-4 кл)

9.

Проведение классных часов, бесед о ЗОЖ и правильном питании

10.

Проведение родительского лектория

11.

Организация встреч родителей со специалистами по теме «Здоровье детей в наших руках!»

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа

Мероприятия

1.

Проведение мониторинга физической подготовленности обучающихся

2.

Участие в акции «Кросс нации»

3.

Проведение ученической конференции «Образование и здоровье»

4.

Проведение недели предметов здоровьесберегающего цикла

5.

Организация и проведение школьной спартакиады

6.

Проведение Дней здоровья

7.

Участие в городских спортивных мероприятиях

8.

Проведение акции «Спорт вместо наркотиков»

9.

Проведение спортивного праздника «Мы – спортивная гордость России»

10.

Проведение школьных спортивных праздников

11.

Проведение утренней гимнастики

12.

Проведение динамической паузы

13.

Проведение физкультминуток

14.

Сдача нормативов испытаний и требований областного физкультурного комплекса

Профилактика школьного травматизма

Мероприятия

1.

Проведение вводных инструктажей, инструктажей на рабочем месте по правилам ТБ  обучающихся

2.

Обновление Уголка безопасности в учебных кабинетах

3.

Разработка маршрутов безопасного движения к школе

4.

Оформление листков здоровья в классных журналах

5.

Операция «Внимание - дети!»

6.

Проведение Дня защиты детей

7.

Обучение школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

8.

 Проведение учебных эвакуаций

9.

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах

10.

Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся

11.

Контроль преподавания физической культуры

12.

Проведение бесед по профилактике травматизма

Медицинская профилактика

Мероприятия

1.

Разработка комплексов физических упражнений, для детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья

2.

Витаминотерапия

3.

Вакцинация обучающихся

4.

Обновление банка данных о заболеваемости учеников

5.

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок

6.

Организация встреч обучающихся и их родителей с медицинскими работниками по вопросам сохранения здоровья

7.

Наблюдение за физическим и психическим развитием учащихся, через систему ежегодных медицинских осмотров

8.

Профилактические мероприятия

9.

Выпуск санбюллетеня

Формы организации учебно-воспитательной деятельности

       Деятельность всех направлений программы «Секреты здоровья», в том числе и учебно-воспитательного процесса, направлена на обеспечение здоровьесберегающего, здоровьеукрепляющего пространства в школе. Здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая задачи достигаются посредством разнообразных форм работы с детьми: это и урочная деятельность с включением в планы уроков здоровьесберегающего компонента; это и внеклассная работа педагогов (проведение месячников здоровья и тематических бесед, оформление стенгазет и т.д.); деятельность воспитателей по разработке и внедрению в практику отдельных направлений по здоровьесбережению (профилактика близорукости и нарушений опорно-двигательного аппарата, закаливание и т.д.)

        Процесс обучения и воспитания в школе строится на основе образовательных здоровьесбергающих технологий, т.е. педагогических приемах и методах, которые обеспечивают  безопасные условия пребывания, обучения  в образовательном учреждении, а также способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. К образовательным здоровьесберегающим технологиям, применяемым в школе, можно отнести следующие:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология диалогового обучения.

Технология рефлексивного обучения.

Перечень учебно-методического, дидактического, материально – технического оснащения программы:

Созданный в библиотеке школы отдел методической литературы по здоровьесбережению.

Сформированная (регулярно обновляемая и пополняемая) методическая база материалов здоровьесберегающего характера: научно-методические разработки, разработки уроков и воспитательных мероприятий здоровьесберегающего характера.

Мониторинг динамики состояния физического и психологического здоровья учащихся, эффективности учебно-воспитательной деятельности по здоровьесбережению.

Сформированная (постоянно пополняемая) база электронно-цифровых ресурсов здоровьсберегающей направленности: перечень Интернет-сайтов, медиатека.

Оборудованный медицинский блок, комнаты психологической разгрузки,  учебные помещения, оформленные с учетом требований СанПиНа, благоприятная окружающая среда, спортивный зал, тренажёрный зал, лыжная база, 2 игровые комнаты, кабинет психолога.

Перечень спортивных сооружений, которые располагаются на школьной территории: огороженная спортивная площадка, футбольное поле.

  1. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

        Методы и формы оценки эффективности выполнения программы

Методы оценки происходящих изменений в процессе реализации программы:

1.        Планомерное, системное, длительное, разностороннее наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков.

2.        Контроль со стороны администрации и временной творческой группы «Секреты здоровья» за работой педагогов, медицинского и технического персонала по реализации программы «Здоровье» в учебно-воспитательном процессе.

3.        Мониторинг динамики состояния физического и психологического здоровья учащихся, эффективности учебно-воспитательной деятельности по здоровьесбережению (медосмотр, анкетирование и опрос участников учебно-воспитательного процесса, экспертная оценка, психологическая диагностика).

Формы оценки:

1.        Ежегодное подведение итогов оздоровления, оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе на педсоветах, административных и других совещаниях.

2.        Ежегодное определение и сравнение уровня знаний и сформированности навыков ЗОЖ у учащихся (при поступлении в школу и к концу учебного года).

3.        Анализ и самоанализ работы педагогов с точки зрения эффективности использования в процессе учебной и воспитательной работы здоровьесберегающих технологий.

       Система методов мониторинга динамики состояния физического и психологического здоровья учащихся, эффективности учебно-воспитательной деятельности по здоровьесбережению.

1. Оценка показателей заболеваемости школьников  (систематизируются данные по заболеваниям поступающих учащихся,  фиксируются случаи простудных и других заболеваний, а также травматизма среди детей, формы заполняются медицинским персоналом, воспитателями, классными руководителями).

2. Оценка гигиенических требований к помещениям для учебных занятий и пребывания воспитанников (классов, игровых, мест общего пользования и других помещений в соответствии с требованиями СанПиНов - проводится медицинским персоналом ОУ, представителями администрации школы).

3. Оценка показателей здоровьесбережения в образовательном процессе (оценка уроков и самоподготовок учащихся с позиций здоровьесбережения осуществляется психологом, заместителем директора).

4. Оценка психологического климата школы (анализируется психологический климат в школе в целом, отдельно в каждом классе психологом).

5.Оценка уровня грамотности школьников по вопросам здорового образа жизни (проводится воспитателями, классными руководителями психологом).

6. Оценка работы школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся во внеурочное время (проводится представителями администрации, медицинским персоналом).

7. Оценка организации питания в школе (проводится представителями администрации, медицинским персоналом)

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ

        Эффективность работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

Помимо этого в школе выполняются санитарно-гигиенические нормативы.

Организовано рациональное питание. Обеспечена санитарно-гигиеническая безопасность питания, все требования к состоянию пищеблока, хранению продуктов и т.д. соблюдены.

В школе стали традиционными следующие мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

1. Дни здоровья 2 раза в год

2. Месячники здоровья 2 раза в год

3. Неделя профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

2 раза в год

 4. Кросс нации 1 раз в год

5. Игра «Зарничка»

6. Походы в тундру.

7. Внеклассные мероприятия «Посвящение в пешеходы», «Безопасность на дороге»

       Школа  принимала участие в  конкурсах, посвященных пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек:  конкурсы рисунков, сочинения.

Классными руководителями были проведены следующие мероприятия:

1. Классные часы:

- Курить – здоровью вредить – 4 кл.

- Вредные привычки – 1-3 кл.

-Правила дорожные знать каждому положено -2 кл.

2. Конкурсы:

-  «Самый здоровый класс».

- «Веселые старты».

-  Конкурс плакатов по предупреждению ДТП.

3. Родительское собрания:

- «Вакцинация - единственный способ защиты от заболевания»;

- «Компьютер – друг и враг»

 4. Демонстрация  видеофильмов по пропаганде здорового образа жизни;

5.  Анализ анкетирования  родителей учащихся 1-5 классов по организации режима дня школьников. Целью анкетирования было выявление основных моментов, связанных с режимом дня школьников, выяснение уровня гигиенической подготовленности родителей в вопросах организации режима дня ребенка. Анкетирование было проведено успешно. Опрошено более 84% родителей учащихся 1-5 классов, что позволило сделать наиболее объективные выводы по оценке основных моментов, связанных с режимом дня школьников:

- количество часов для сна,

- систематическое выполнение утренней зарядки,

- затраты времени на дорогу в школу,

- завтраки перед школой,

- питание в школьной столовой,

- время, отводимое на ежедневные прогулки,

- время, отводимое на просмотр телевизионных передач,

- время, отводимое для занятий на компьютере и игровых приставках,

- время, отводимое на выполнение домашних заданий,

- жалобы ребенка на плохое самочувствие.

Также выявлен уровень гигиенической подготовленности родителей в вопросах составления режима дня ребенка. Даны рекомендации педагогам для работы с родителями;

 6. Анализ анкетирования родителей учащихся 1-5 классов по вопросам организации дополнительного образования в школе. Целью анкетирования было выявление оценки работы школы и возможностей дополнительного образования. Проанкетированные родители оценили возможности системы дополнительного образования в школе:

- спортивная секция,

- выбор разнообразных кружков,

- выбор дополнительных предметных занятий (факультативов).

          По результатам анкетирования выявлена оценка возможностей системы дополнительного образования в школе, работа школы получила положительную оценку.

         Педагоги при  проведении занятий учитывают рекомендации, которые дают медики в отношении того или иного ребенка. Это позволяет строить учебный процесс на основе личностно-ориентированных педагогических технологий. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, в группе продлённого дня – динамические паузы.  

        Эффективность работы  по формированию здорового образа жизни у учащихся зависит от сотрудничества социума, школы и семьи, насколько все участники будут стремиться к общей цели – сохранение здоровья ребёнка

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. «КАРО». С-Пб. 2004.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассные       мероприятия. «ВАКО». М. 2006.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Сфера, 2005.
  4. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
  5. Бобылева Л.Д. Беседа о культуре поведения в природе. /Начальная школа. – 2001, № 7/
  6. Богомаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся. «Стандарты и мониторинг». № 4. 2002. с. 60-62.
  7. Бобылева Л.Д. Беседа о культуре поведения в природе. /Начальная школа. – 2001, № 7/
  8. Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (Развитие коммуникативных способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 1997.
  9. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.
  10. Классные часы по нравственному воспитанию. 1 класс. Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
  11.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  12. Персидская И.В., Фонова Г.А. – Классные часы (внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
  13. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни. «Начальная школа». № 10. 2002. с. 14-16.
  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  15. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. «5 за знания». М. 2005.
  16. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. «Начальная школа», № 11. 2001. с.23.
  17. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. «Начальная школа», № 11. 2001. с.23.
  18. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. «Просвещение». М. 2006.
  19. http:// www.zpzr.ru/healthcare_education/

Экранно-звуковые пособия

      Анатомия для детей.

      Здоровому все здорово.

      Жить или не жить.

      Путешествие в прекрасное.

      Секреты природы.

      Улица полна неожиданностей.

      Этикет (для младших школьников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Организация здоровьесберегающего пространства на уроке

Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. Как правильно организовать учебный процесс?  Статья рассказывает как организовано психолого-педагогическое пространство, создан здоровый,психологиче...

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС

•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...

Организация здоровьесберегающей образовательной среды на уроках учителя МБОУ СОШ №8 ЩМР Любови Петровны Данильченко

Учитель рассказывает о целях, задачах и результатах здоровьесберегающего обучения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...