Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
статья по логопедии

Алина Андреевна Клюева

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Клюева

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта весьма актуальна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории детей находится на самом низшем уровне.

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев.

Для детей с нарушением интеллекта характерна: неуверенность в движениях, вялость, они плохо включаются в любую деятельность, теряют направление. Школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки. Все эти затруднения происходят из-за того, что руки и пальцы детей напряжены, движения угловаты и неловки.

Перед нами были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: выявить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

 В соответствии с целью были определены основные задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов;

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта;

3. Рассмотреть значение мелкой моторики для развития детей с интеллектуальной недостаточностью;

Для изучения особенностей мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта нами были использованы такие методики как: «Аппликации из геометрических фигур», «Пластилиновые узоры», «Деревья из бумажных лент».

Результаты исследования показали, что учащиеся с нарушением интеллекта испытывают трудности при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, пластилином. Слабо развиты навыки держания карандаша. Нет навыка повторения однородных движений, удержания направления движения, плохо развит навык работы с бумагой. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.

Основная задача методик состояла в том, чтобы постепенно развивать ручную умелость, достигнуть в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости.