Рабочая программа Дефектологическая коррекция
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Рабочая программа коррекционно - развивающего обучения для учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_defektologicheskaya_korrektsiya.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса  Дефектологическая коррекция

во 2 классе на 2019-2020 учебный год

        

Пояснительная записка

Проблему развития детей с расстройствами аутистического спектра трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, чтобы он смог максимально использовать свои возможности. Известно, что мозг ребёнка особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. У ребёнка с РАС этот канал неисправен.

Рабочая программа учителя-дефектолога коррекционно-развивающего обучения группы учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • с учетом диагностических данных учащихся группы.

Характеристика обучающихся

Ребёнок с РАС находится в постоянном стрессе от воздействия внешней среды (посторонний шум, свет, требования учителя). Изменение связей между зрительной корой и миндалиной нарушает эмоциональную реакцию ребёнка, что повышает нервную возбудимость, учащенное сердцебиение. И как следствие постоянное беспокойство. Трудно в таком состоянии видеть предметы и обращать внимание на их свойства, трезво оценивать ситуацию и принимать решения.

Эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно - временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно - следственных связей.

Внимание страдает в первую очередь. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.

Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и неструктурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.

Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)

Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.

Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.

Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.

Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.

Задачи программы:

  1. Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

  • Развитие мелкой моторики, навыков каллиграфии;
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
  • Развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
  • Развитие мыслительных операций (сравнение, исключение, обобщение, аналогии, классификация);
  • Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи и последовательность событий;
  • Развитие речи;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Структура занятия:

  1. Гимнастика для мозга.
  2. Разминка (загадки, ребусы, шарады).
  3. Слуховое восприятие и память.
  4. Внимание.
  5. Задания на развитие пространственных ориентиров.
  6. Общая и мелкая моторика.
  7. Письмо и чтение.
  8. Логически - поисковые задачи.
  9. Выводы и умозаключения, причинно - следственные связи. Разбор жизненных ситуаций.
  10. Развитие быстроты реакции. Игры на переключение.  

Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.

Ожидаемый результат:

2 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

           - выделять существенные признаки предметов, сравнивать и отличать от несущественных признаков;

- строить простейшие умозаключения;

- анализировать, сравнивать и обобщать;

- классифицировать предметы по одному признаку;

         - запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;

- переключаться с одного действия на другое.

Календарно – тематическое планирование (2 класс)

Тема

Дата по плану

Дата  по факту

1.

Диагностика высших психических функций.

2.

Диагностика математических представлений.

3.

Дифференциация цветов и оттенков.

4.

Дифференциация геометрических фигур по форме и соотнесение с формой реальных предметов.

Сопоставление геометрических фигур по цвету и величине.

5.

Сопоставление геометрических фигур по цвету и величине.

6.

Построение геометрических фигур, учитывая размер и цвет деталей.  

7.

Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звуков.

8.

Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звуков.

9.

Дифференциация звуков: гласные - согласные.  

Дифференциация звуков: гласные - согласные.  

10.

Повтори звуковой ряд. Узнавание фигур по контуру.

11.

Усвоение действий по образцу и показу.

12.

Усвоение действий по образцу и показу.

13.

Выполнение действий по речевой инструкции, имитация стихотворения.

14.

Развитие зрительного внимания и памяти.

15.

Развитие зрительного внимания и памяти.

16.

Развитие слухового внимания и памяти с помощью аудиозаписи и текста.

17.

Тренировка зрительной памяти и устойчивости внимания.

18.

 Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие концентрации внимания. Пальчиковая  гимнастика.

19.

Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема, уровня распределения и устойчивости внимания.

20.

Обучение различным видам штриховки и обводки. Пальчиковая гимнастика.

21.

Развитие мелкой моторики (обведи по точкам не отрывая руки).

22.

Работа с пластилином, ножницами. Оригами.

23.

Уточнение и расширение представлений о времени суток.

24.

Уточнение и расширение представлений о часах.

25.

Ориентировка своего тела в пространстве.

26.

Формирование восприятия предмета в пространстве и ориентировка на листе.

27.

Формирование восприятия предмета в пространстве и ориентировка на листе.

28.

Восприятие пространства на плоскости. Работа с предлогами.

29.

Работа с лабиринтами, картами, планами местности.

30.

Уточнение и расширение представлений о времени года.

31.

Уточнение и расширение представлений о месяцах.

32.

Уточнение и расширение представлений о днях недели.

33.

Диагностика высших психических функций.

34.

Повторение.

Контроль и оценка достижения планируемых предметных результатов по русскому языку (русский язык, чтение, речевая практика)

ФИ учащегося   _____________________________

Год:         _____________________________

Класс: _____________________________

0 б. – не владеет

1 б. – частично владеет

2 б. – в полной мере владеет

Учебный предмет

Уровень

Предметные результаты

Фамилия, имя учащегося

сентябрь

январь

май

Речевая практика

Здороваться  при встрече

Минимальный уровень

Прощаться при расставании

Обращаться ко взрослым по имени, отчеству

Знакомиться

Предлагать играть (помощь)

выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения

сообщать свое имя и фамилию

слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Достаточный уровень

понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы по их содержанию

Русский язык

писать строчные и прописные буквы

Минимальный уровень

Списывать с печатного текста слоги, простые слова

Списывать с рукописного текста слоги, простые слова

Запись под диктовку букв, слогов

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Достаточный уровень

запись  под  диктовку  слов  и  коротких  предложений  (2-4  слова)

списывание рукописного и печатного текста целыми словами

Чтение

различать звуки на слух и в произношении

Минимальный уровень

анализировать слова по звуковому составу

составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки

осознанно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты

Достаточный уровень

отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по коррекции ФФНР

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...

Рабочая программа по коррекции 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой

Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс...

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 4 класс

Рабочая программа Дефектологическая коррекция...