Рабочая программа Дефектологическая коррекция 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Дефектологическая коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologicheskaya_korrektsiya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса  Дефектологическая коррекция

в 1 классе на 2019-2020 учебный год

        

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий  адресована обучающимся 1 класса  и составлена на основе примерной программы  коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся  1-4 классов на 2019-2020  учебный год.

Коррекционный (дефектологический) курс разработан с учетом учебного плана   предусматривает индивидуальные занятия с обучающимися 1  класса.

 Рабочая программа индивидуальных дефектологических занятий  имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.

Задачи:

  • коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств  предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
  • коррекция  моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия проводятся индивидуально.

Содержание рабочей дефектологической программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей дефектологической программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.

Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса

Развитие моторики, графомоторных навыков   

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие  

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий).

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие  

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов  

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.).Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия  

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов  

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

Развитие слухового восприятия  

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства  

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Восприятие времени  

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговое обследование обучающихся.  

  1. Планируемые результаты

  • Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
  • Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
  • Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
  • Различение  и называние основных цветов.
  • Классификация геометрических фигур.
  • Составление предметов из 2 - 3 частей.
  • Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
  • Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
  • Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
  • Различение речевых и неречевых звуков.
  • Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Выделение части суток и определение порядка дней недели.

Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.

Формируемые жизненные компетенции:

  • Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей.
  • Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
  • Устанавливать аналогии.
  • Формирование временных представлений.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Наша школа

2

Игрушки и учебные принадлежности.

3

Осень. Признаки осени

4

Овощи.

5

Фрукты

6

Домашние животные

7

Дикие животные

8

Дом. Мебель.

9

Посуда

10

Одежда.

11

Обувь.

12

Зима. Признаки зимы.

13

Птицы. Зимующие птицы.

14

Жизнь животных зимой

15

Игры и забавы детей зимой.

16

Транспорт. Наземный

17

Транспорт. Воздушный

18

Транспорт. Водный

19

Транспорт. Подземный.

20

Транспорт (обобщение).

21

Прощай, зимушка-зима.

22

Семья.

23

Комнатные растения.

24

Птицы

25

Весна. Признаки весны

26

Животные весной

27

Первые весенние цветы.

28

Труд людей весной.

29

Времена года.

30

Времена года (обобщение).

31

Пальчиковые игры

32

Графические задания в тетради.

33

Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 1, 4 класса - коррекции, школа 8 вида

программа 4 класса - коррекции, школа 8 видарабочая программа 1 класса - коррекции, школа 8 вида...

Рабочая программа по коррекции 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой

Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...

Рабочая программа Дефектологическая коррекция

Рабочая программа коррекционно - развивающего обучения для учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра....

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 2 класс...

Рабочая программа Дефектологическая коррекция 4 класс

Рабочая программа Дефектологическая коррекция...