Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Л'
    картотека по логопедии

    Иванова Анна Петровна

    компленкс артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звуков Л, Л'

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvukov_l_l.docx206.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

    Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

    • улучшить         кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
    • улучшить подвижность артикуляционных органов;
    • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
    • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
    • увеличить амплитуду движений;
    • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

    подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

    «Покусаем язык»

    Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации

    Описание:

     Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

    Обратите внимание!

    1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

    2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

     «Загоним мяч в ворота»

    Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

    Описание.

    Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

    Варианты. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

    Обратите внимание!

    1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

    2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    .

     «Лопаточка» 

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, лежащим на нижней губе.

    Описание:

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    Обратите внимание!

    1. Губы растянуты в улыбке.

    2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

    3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу.

    4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

    5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

    «Горка» («Мостик»)

    Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

    Описание:

    Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    Обратите внимание!

    Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

     «Ветерок дует с горки»

    Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

    Описание:

    Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

    Обратите внимание!

    1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

    2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами большую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

    «Мостик построим – мостик разрушим»

    Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

    Описание:

    Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»), затем расслабить его («Мостик разрушим»). Удерживать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

    Обратите внимание!

    1. Губы растянуты в улыбке.

    2. Кончик языка постоянно находится за нижними зубами и не отодвигается назад при расслаблении языка.

    3. Язык не «выкатывается» вперёд, как в упражнении «Катушка»

    «Чистим нижние зубы» (С внутренней стороны)

    Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.

    Описание:

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

    Обратите внимание!

    1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.

    2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.

    3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.

    Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Это Вам поможет подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно не смог освоить.

    Желаем Успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для звука л.

    Упражнения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука л,...

    Артикуляционная гимнастика для звука р.

    Упражения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука р....

    Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].

    В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....

    Артикуляционная гимнастика для звука Л

    Здесь подобраны специальные упражнения, чтобы у ребенка сформировался правильный артикуляционный уклад языка на данный звук....

    артикуляционная гимнастика для звука л продолжение

    Специальные упражнения помогут сформировать правильный уклад языка на заданный звук...