Статья "Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе."
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

  Данная статья пригодится учителям начальной школы у которых в классе есть ученики допускающие ошибки при написании слов в виде: пропусков, перестановок и добавления букв и слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logopedicheskie_minutki.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167                                                                            ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                                       

                                                                                                                                                             

«Логопедические минутки» на уроках русского языка в начальной школе.

                                                

 Подготовила: учитель-логопед высшей категории

                                                                                    Аксёнова Марина Марковна

г. Санкт-Петербург 2019

   

  Ежегодные обследования учеников начальной школы показывают, что процент детей испытывающих трудности освоения письменной речи растет. А ведь письменная речь — это средство дальнейшего получения знаний учеником. Равноправными составляющими письменной речи являются чтение и письмо. Письмо включает в себя ряд специальных операций:

1. Анализ звукового состава слова.

    а) Определение количества и последовательности звуков в слове.

    б) Уточнение звуков.

2. Перевод фонем в графемы.

3. Перевод графем в кинемы.

 Исследования А.Р. Лурии показали, что «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы.» Для более легкого освоения первоклассниками навыка письма я предлагаю ввести «логопедические минутки» на уроках русского языка.

  На «логопедических минутках» в первом классе можно использовать следующие задания:

1. Определение количества звуков в слове при помощи карточек цифрового ряда.

 Перед ребенком лежат маленькие карточки (1см на 2 см). На каждой карточке написана цифра от 1 до 7. Ребенок на распев произносит слово и выдвигает по одной карточке на каждый произнесенный звук в слове. Цифра, которая написана на последней выдвинутой карточке укажет количество звуков в этом слове. Далее ребенок записывает слово и проверяет количество букв. Слова берутся без мягкого и твердого знаков.

2. Указать место звука в слове с опорой на цифровой ряд.

  а) Какой по счету звук «р» в слове крот и т.д. Запиши цифру.

  б) Запиши третий звук в слове мак, второй звук в слове дом, первыи звук в слове торт. Какое получилось слово? (кот).

3. Записать под диктовку слоги.

  а) Добавь к слогу одну букву, получи слово.

  б) Добавь к слогу свой слог, получи слово.

4. Записать только гласные буквы.

 Учитель диктует слово, ученик записывает гласные буквы.

 Слова: рак, дом, мир и т. д.

 У учеников 2-х — 4-х классов чаще всего встречаются ошибки связанные с несформированностью действий звукового анализа. Это пропуск, перестановка, вставка букв или слогов. Для профилактики и преодоления таких ошибок я предлагаю следующие задания:

1. Определить количество звуков в слове по слуху, записать цифру.

2. Записать буквы, обозначающие четвертые звуки в словах: блесна, арбуз, трава, белка, куст. Из полученных букв образуй слово. (куст). Какая буква лишняя? (в).

3. Отгадать и записать слово.

- первый звук в загаданном мною слове такой, как второй в слове каша

- второй звук в загаданном мною слове такой, как четвертый в слове цифра

- третий звук в загаданном мною слове такой, ка первый в слове кот

- четвертый звук в загаданном мною слове такой, как шестой в слове голова

                                         (арка)

4. Восстановить слова.

   Учитель диктует слова: ваза, поле, язык, домик.

   Ребенок записывает только гласные «а а, о е, я ы, о и».

   Учитель снова диктует эти слова, ребенок на следующей строчке записывает только согласные «в з, п л, з к, д м к».

   Третья строчка остается чистой. На этой строчке ребенок в конце урока восстанавливает продиктованные слова.

    Пример:            а а          о е        я ы       о и

                              в з           п л       з к        д м к

                             ваза        поле     язык     домик.

 На «логопедической минутке» можно использовать одно или несколько из предложенных заданий.

 

Использованная литература:

1. Русский язык. Энциклопедия. М. 1979 год.

2. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.» М. 1962 год.

3. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». М. 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Логопедические минутки на уроках русского языка в начальной школе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска       Проект: «Логопедические минутки на уроках русско...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Минутки чистописания на уроках русского языка в начальной школе.

В процессе проведенной работы минутка чистописания становится универсальной структурной  частью урока. Во время её проведения ,наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетр...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...