Выступление на педагогическом совете.
консультация по логопедии

Копылова Нина Павловна

Выступление на педагогическом совете на тему "«Применение инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение

«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:  «Применение инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной

и письменной речи обучающихся с ОВЗ »

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                            учитель-логопед

                                                                                                         Копылова Н.П.

2018-2019 учебный год

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее актуальных и перспективных направлений в коррекции речевого недоразвития. ИКТ призваны стать дополнительным инструментом в арсенале коррекционного педагога, позволяющим добиться большей эффективности коррекционного процесса за счет интерактивности, повышения интереса и привлекательности занятия для ребенка. Способность специальных компьютерных программ оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность коррекционной работы отмечалась как отечественными (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, Л.Р. Лизунова, Г.Г. Садыкова и др.), так и зарубежными авторами

 (K. Vicsi, P. Roach, M. Danubianu, I. Tobolcea и др.). 

О.И. Кукушкина отмечает, что применение информационных компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями развития способно повысить мотивацию детей к трудным для них видам деятельности, увеличить долю продуктивных видов деятельности в образовательном процессе, сократить сроки формирования навыков. Возможности компьютерных технологий обусловили разработку целого ряда специализированных компьютерных программ. Первой такой программой, направленной на коррекцию произносительных навыков у детей с нарушениями слуха и речи, в нашей стране стала русифицированная версия программы «Видимая речь». В ней впервые был реализован новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи с использованием понятных и информативных графических образов с элементами мультипликации. Появившаяся следом отечественная разработка - логопедический тренажер «Дэльфа» - представляет собой компьютерную приставку, предназначенную для коррекции устной и письменной речи детей с различной речевой патологией. Он позволяет осуществлять коррекцию фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, коррекцию нарушений слоговой структуры слова, работу над связной речью, формирование и развитие письменной речи. 

Еще одним программным продуктом, использующим визуализацию некоторых компонентов речи, является компьютерный комплекс «Речевой калейдоскоп», разработанный кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л. П. Назаровой (1992). Он рассчитан на детей и взрослых, имеющих различные нарушения речи, слабослышащих и глухих. Условно в программе можно выделить 4 группы упражнений: для работы над дыханием и голосом; для работы над звуками речи; для работы над произношением в целом; для развития слухового восприятия и слухового контроля собственной речи. В настоящее время также используются тренажеры «Учимся говорить» (С-Петербург), «Визуальный тренажер произношения» (Минск). Другим направлением развития специализированного программного обеспечения стали программы, не использующие визуализации компонентов речи. Среди этих программ созданные в 90-е годы «Мир за твоим окном», цикл программ «Картина мира», «Состав слова» и др. разработки Института коррекционной педагогики РАО. 

Улучшение материальной базы стало одной из причин увеличения интереса к разработке специализированных компьютерных программ. За это время были созданы компьютерные программы для коррекции нарушений речи у дошкольников «Игры для Тигры» (Лизунова Л.Р., 2004), «Мир звуков и слов» (Попова Е.Ф., 2008) и некоторые другие. Следует отметить, что разработка специализированных компьютерных программ – сложный и дорогостоящий процесс. В нем, как правило, должен быть задействован целый коллектив авторов: коррекционные педагоги, художники, программисты, другие специалисты. Сама задача коррекции устной речи чрезвычайно объемна и многообразна, следовательно, компьютерная программа, претендующая на то, чтобы охватывать коррекцию всех сторон речи должна иметь очень сложный, объемный алгоритм и высокий уровень программной реализации.

Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать мультимедийный продукт, т.е. осуществлять полисенсорное воздействие с задействованием как зрительного канала (текст, фото, видео, анимацию), так и слухового (аудио записи). Использование гиперссылок и кнопок перехода позволяет реализовывать достаточно сложные нелинейные алгоритмы. Презентации не являются противопоставлением специализированным компьютерным играм. На данном этапе развития информационных технологий в специальном образовании их можно рассматривать как одно из направлений применения компьютерной техники, имеющее как плюсы, так и минусы. Презентации несколько проигрывают компьютерным играм в зрелищности и некоторых технических возможностях. Между тем, наряду с недостатками, презентации обладают и рядом преимуществ. При выборе программы MS PowerPoint определяющим является ее доступность, т.к. программа является частью офисных программ, установленных на большинстве компьютеров, а, при отсутствии, заменяется свободно распространяемым аналогом Open Office. В компьютерной игре педагогу доступен ограниченный набор функций и упражнений, заложенных в программу разработчиком. При создании презентации разработчик может задать тот алгоритм и набор упражнений, который ему требуется. Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний в области компьютерных технологий и навыков программирования, поэтому доступна педагогам. Применение презентаций на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что также важно, самому педагогу. Создание презентации требует значительно меньших временных затрат по сравнению с компьютерными программами, при необходимости в нее можно оперативно внести изменения. И, наконец, главное – педагог может самостоятельно создавать программные продукты, не дожидаясь, когда появится устраивающая его компьютерная программа. По сравнению с традиционными способами представления наглядности презентации дают возможность демонстрировать более реалистичные, красочные изображения, включать видеофрагменты, аудиозаписи, использовать анимацию, позволяют во много раз расширить иллюстративную базу, не занимающую при этом много места, значительно сократить затраты рабочего времени на поиск и подбор необходимой на занятиях наглядности. Чтобы использование презентации не заключалось в простом переносе картинок с доски на монитор компьютера, как это иногда происходит, необходимо уточнить требования к компьютерным презентациям, применяемым на логопедических занятиях в образовательном  учреждении. Прежде всего, необходимо определить область использования компьютерных презентаций. В соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями  не допускается занятие за одним компьютером более одного ребенка. Следовательно, применение компьютерных презентаций на подгрупповых и фронтальных занятиях, как воспитателя, так и учителя-логопеда возможно лишь при наличии специального оборудования (мультимедийного проектора, достаточно большого экрана и пр.) При отсутствии такого оборудования занятия проводятся только индивидуально. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, длительность непрерывного занятия на компьютере не должна превышать 10- 15 минут, после занятия необходимо провести гимнастику для глаз. Хотя компьютер может использоваться на любых занятия, исходя из санитарных норм и технического оснащения  учреждений, наиболее вероятным представляется использование компьютерных презентаций на индивидуальных занятиях. Л.И. Божович, даже в младшем школьном возрасте ребенку «еще недостаточно иметь в виду лишь далекий конечный результат своей деятельности». Ему нужны «частные ближайшие цели, непосредственно вытекающие из того, что он делает сейчас». Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Выполняя игровые упражнения на компьютере, ребенок видит результат своей деятельности: правильно произнесенное слово или предложение приводит к изменению изображения на экране. Компьютер позволяют ребенку ощутить ситуацию успешности, что особенно важно для тревожных, неуверенных детей, способствует преодолению коммуникативного барьера, возникающего между некоторыми детьми и педагогом, т.к. с одной стороны педагог предлагает интересную для ребенка деятельность, а с другой стороны, для выполнения некоторых заданий ребенку необходимо сотрудничество с взрослым. В течение недели традиционные занятия сочетаются с занятиями на компьютере. Новый материал сначала отрабатывается без использования компьютера, затем с использованием презентаций, содержащих аналогичный материал. Компьютерные презентации помогают оживить коррекционный процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Ситуация достижения цели, заложенная в игре («Доведи корабль до острова», «Помоги Маше построить домик», «Узнай, что спрятано на рисунке» и т.д.) дополнительно стимулирует ребенка к выполнению задания. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения 28 задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Часто на индивидуальных занятиях логопеда «выпадает» такой важный вид работы, как семантизация. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи в силу особенностей их познавательной активности нечасто спрашивают логопеда о значении повторяемых ими слов. Логопед же не всегда останавливается, чтобы пояснить значение слова. Бывает, что в предложении из 5-6 слов ребенку непонятна половина. Ясно, что в такой ситуации интерес к происходящему быстро теряется. При создании презентации логопед заранее подбирает необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе при правильном назывании детьми слова или предложения и пояснять их значения. Создавая презентации необходимо учитывать особенности зрительного восприятия и внимания детей с нарушениями речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное их использование помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение. 

При разработке презентаций следует придерживаться обще дидактических и специальных принципов: 

• принцип научности – ребенок должен получать достоверные сведения об окружающем мире; • принцип доступности – задания подбираются в соответствии с возрастом ребенка с учетом зоны его актуального и ближайшего развития. Лексический материал должен быть доступен по семантике и слоговой структуре; 

• принцип последовательности и систематичности – при создании презентации задания выстраиваются от простого к сложному. Одни и те же типы заданий повторяются в разных презентациях, но на более сложном материале. Занятия с использование компьютера проводятся регулярно, однако с частотой, не превышающей санитарных норм; 

• принцип наглядности – формат презентаций позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов, задания на семантизацию необходимо включать в каждую презентацию. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии; 

• принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей. Можно предусмотреть в алгоритме возможность выбора заданий, соответствующих уровню развития ребенка; 

• принцип системного подхода к обучению и воспитанию – у детей с системным недоразвитием речи отмечается несформированность всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематической и лексико- грамматической стороны речи, слоговой структуры слова, связной речи, недостатки познавательной деятельности, недостаточный уровень развития мышления, вербальной памяти, внимания. Презентации должны включать как упражнения на развитие устной речи, так и на профилактику нарушений письменной речи и развитие неречевых процессов.

Помимо коррекционно- развивающей, упражнения должны иметь и воспитательную направленность. Учитывая ведущую деятельность возраста, каждая презентация строится из нескольких игр, которые кроме основных целей способствуют развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Наблюдения, проводимые за детьми, показывают, что у 80% детей применение на занятии компьютера вызывают интерес, у многих детей отмечается положительная эмоциональная реакция во время занятий (смех, улыбки, восхищенные возгласы), отсутствующая при занятиях по традиционной методике, с занятий они уходят в приподнятом настроении. Интерес, который вызывает у ребенка новый вид предъявления заданий, способствует развитию у него познавательной мотивации, а игровая форма представления задания способствует развитию мотивации достижения успеха, из которых складывается в последующем учебная мотивация. 

Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой живут наши дети. И логопеды  образовательных учреждений не должны оставаться в стороне. Детям интересно всё, что связано с компьютером, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается речевая, познавательная активность ребёнка на логопедическом занятии.

Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи:

делать то, что без компьютера делать сложно

делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

по–новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей – логопедов, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью,   я активно использую обучающие компьютерные игры «Мерсибо Плюс» и «Логомер 2».

Мерсибо — это первый отечественный образовательный проект высокого качества, который объединяет интересы специалистов и родителей. Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС   и являются обучающими программами, направленными на:

Развитие слухового внимания;

Активизацию артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

Коррекцию просодической стороны речи;

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;

Активизацию словарного запаса;

Коррекцию и развитие грамматического строя речи;

Развитие связной речи;

улучшение памяти и внимания;

развитие логического мышления;

обучение цифрам;

расширение кругозора;

контроль и коррекция звукопроизношения;

стимуляция связной речи методом компьютерной игры;

способствование развитию воображения и нестандартного мышления;

интерактивный комплекс мер для помощи детям с речевыми нарушениями.

профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.

Я использую информационный продукт «Мерсибо» в ходе диагностики и обследования речи детей, на индивидуальных занятиях (как часть занятия), в работе с родителями.

При выполнении артикуляционной гимнастики дети очень любят речевое сопровождение интерактивной артикуляционной гимнастики. Дополнительные настройки к игре позволяют отключать голос диктора, а также выбирать комплекс упражнений на коррекцию определенных звуков. Портал «Мерсибо» предлагает интерактивные игры на развитие мелкой и общей моторики (игра «А ты так можешь?», диск «Диагностическое обследование»). Известно, что физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями очень интересно, а если повторять вслух стишки вместе с движениями, то эффективность будет гораздо выше!

«Мерсибо» предлагает игры на развитие грамматического строя. Например, игра «Кто за кем?» позволяет составлять предложения с предлогами, используя веселые сюжеты со сказочными персонажами, а игра «Рюкзак туриста» учит слышать, понимать и правильно употреблять предлоги. «Мерсибо» предлагает игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. Например, игра «Веселые рыбаки»: два рыбака расположились с удочками на берегу реки. Рыбки не простые, а звуковые. В настройках выбираем пару «трудных» звуков и тренируемся в произношении звуков Л и Р, С и З, Ш и Ж и т.д. Уловом станет чистая речь ребенка.

На этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи мне понравились игры с микрофоном для развития и укрепления воздушной струи. Настройки игр позволяют отрабатывать воздушную струю по силе и длительности («Ветерок и жуки», «Вертолёт», «Букет для мамы», «Пчела и мёд», «Рассмеши усача», «Торт со свечками»). А на играх «Кот и сосиска», «Обезьяна и поцелуй» кроме воздушной струи можно отрабатывать мягкую голосоподачу гласных, слоги и слова с трудными согласными. В игре «Снежинки» мы не только дуем, но и закрепляем навык фразовой речи, проговариваем отстукивая по ритму: «Это хвост собаки. Эта муха для паука…».

Большинство игр содержит печатный материал, который может быть использован в качестве домашнего задания. Родители видят яркие эмоции детей, заинтересованность педагога в конечном результате и активно включаются в коррекционный процесс.

Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка  с соблюдением САНПиН:

использование новых моделей компьютера;

работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

проведение гимнастики для глаз: работа за компьютером не более 5-7 мин.

Я постоянно  повышаю уровень самообразования и  профессиональную компетентность с помощью вебинаров и мастер-классов, которые ведут учителя-логопеды, нейропсихологи портала «Мерсибо».

Таким образом, считаю, что использование в логопедической и коррекционной работе развивающих игр предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой.

«Мерсибо» — это веб-ресурс где родители вместе со своими детьми могут получить консультации опытных педагогов и одновременно сыграть в онлайн-игры, способствующие развитию детей.

В основе многих игр лежит разработанная база изображений, с помощью которой можно самому изготовить наглядное, дидактическое онлайн-приложение. Артикуляционная гимнастика в игровой форме поможет детям улучшить подвижность органов артикуляции и обеспечит легкость их правильной постановки при речи.

Развивающие игры для развития речи детей «Мерсибо» впервые явились общественности в конце 2012 года. Но сам проект создавался высококлассными специалистами в области логопедии, психологии и детского воспитания около года. Именно они придумали все методы, учитывая требования ФГОС, которые после были реализованы программистами, специализирующимися на создании образовательных онлайн-приложений. Равноценных аналогов этой системы на сегодняшний день просто не существует.

В комплексе игр уже сейчас находится более ста приложений, и они постоянно пополняются и обновляются. Вот примеры некоторых из них: Правописание ребенка можно тренировать с помощью упражнений на использование падежей, предлогов, согласование слов с числом и родом. Для таких целей хорошо подходят развивающие игры для развития речи детей где нужно сопоставить картинки. Их в комплексе «Мерсибо» множество. Для получения ответа на вопрос как научить ребенка говорить связными предложениями, я однозначно рекомендую игры этого комплекса.

Упражнения на дыхание, для выполнения которых необходим микрофон. По заданию педагога ребенок должен подуть в микрофон. Результат будут отображен на экране: малыш увидит, как гаснет свеча или крутятся лопасти вертолета.

Упражнение на развитие воображения, где ребенок может сам или с помощью взрослого, создавать сказку. Для этого он может выбрать фон, героев, разнообразные детали обстановки и т. д.

Упражнение на фонематический слух помогает ребенку познакомиться с героями игр и научат малыша определять согласные и гласные звуки, правильно расставлять ударения в словах, находить верное расположение звука в слове, выполнять анализ слогов и их порядок в словах. Большой популярностью пользуется игра на вставку буквы «Неоконченная картина».

Развитие физического (то есть улавливание звуков окружающего мира) слуха у ребёнка способствует игра, в которой нужно угадать звук и сопоставить его с источником. Это помогает улучшить слух ребенка, увеличить его словарный запас и обострить слуховое внимание.

Игры «Ветерок-озорник», «Волшебное зелье», «Близкие родственники» и другие, где необходимо запоминать последовательности и потом повторять их.

Таким образом, не только компьютерные игры, но и другие компьютерные технологии, в частности компьютерные презентации, способствуют более эффективной коррекции, как первичных нарушений речи, так и устранению вторичных нарушений, проявляющихся в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, недостаточном развитии высших психических функций. Использование компьютерных презентаций, при условии соблюдения общедидактических и специальных принципов обучения при их разработке, вполне оправдано в логопедической работе с детьми различного  возраста, а особенно для детей с ОВЗ и инвалидностью. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...