Голос - богатство педагога
консультация по логопедии

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos.pptx385.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя образовательная школа №47 «Голос – богатство педагога» Учитель-логопед Каткова Татьяна Борисовна г.Томск -2018

Слайд 2

Важным показателем педагогического мастерства является речь учите- ля, ее техника, умение пользоваться и сохранять то, что дала нам природа, собственным голосом .

Слайд 3

Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи ) знаний Речь учителя обеспечивает эффективное учебное слушание обучающихся на уроке . Речь учителя важный элемент его педагогического мастерства

Слайд 4

Голос – главный инструмент, с помощью которого педагог доносит до слушателей учебный материал. Голос – это орудие труда педагога Хороший голос –сила, полётность, выносливость , чёткая дикция, правильное литературное произношение, умение образно и эмоционально выразить мысль

Слайд 5

Гигиенический самомассаж 1. Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. 2. Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. 3. Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам. 4. Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта .

Слайд 6

Гигиенический самомассаж 5. Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. 6. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сом кнуты Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны. 7. Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно. 8. Массаж шеи. а) Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. б) Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.

Слайд 7

Какие ощущения у вас после самомассажа ? Гигиенический самомассаж придаёт телу чувство лёгкости и раскованности, а лицу выражение спокойной уверенности

Слайд 8

С каким музыкальными инструментами можно сравнить наш речевой аппарат? (Орган, гармонь) Какие элементы дыхания последовательно повторяются в естественной речи? ( Вдох, выдох, пауза) Какой из этих элементов участвует в образовании звуков речи? (выдох)

Слайд 9

«Дыхание – это жизнь!» Учитесь правильно дышать. - вдох делать всегда носом; - дышать не грудью, а всегда животом, причём самой нижней его частью; распределять поток воздуха равномерно, он не должен быть слишком сильным Занимайтесь дыхательными упражнениями, совместите приятное с полезным – ПОЙТЕ! « Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги.

Слайд 10

Дыхательная гимнастика Массаж органов брюшной полости Вдох через нос, а на выдохе считаем до пяти, затем удлиняем выдох до 10-15 Произносим слоги « ра-ра , ра-ро , ра-ру , ра-рэ , ра-ры » с поворотами головы вправо, влево (активизирует и тренирует мышцы гортани)

Слайд 11

Упражнение « «Егорки» (для определения ваших индивидуальных особенностей речевого выдоха) После произнесения « Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки» - глубокий вдох и на выдохе считать : «... раз, Егорка, два Егорки ...» - и т.д. до полного использо - вания выдоха . Т ренируйте различные виды выдыхания. Вспом - ните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра: с-с-с .., шум леса: ш-ш-ш .., звук комара: зь-зь-зь .., возгласы кучера: тпру! тпру! тпру ! и т.д . Звуки речи образуются при выдохе. Взяли дыхание зафиксируйте. Всегда должно присутствовать чувство опоры . Нормальное дыхание - 15-20 секунд.

Слайд 12

Главные качества голоса Сила голоса Высота голоса Тембр голоса Дикция Темп Интонация

Слайд 13

Сила голоса – это его громкость, которая зависит от активности речевого аппарата и органов дыхания Какими приёмами, используя литературные тексты, можно тренировать силу звучания голоса? ( имитация эхо, вычленение отдельных слов, постепенное нарастание звучности) «Люблю грозу…» Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром , Как бы резвясь и играя , Грохочет в небе голубом. Ф.И.Тютчев Данные упражнения помогут избегать монотонности голоса, управлять его силой и регулировать звучание.

Слайд 14

Высота голоса – это его диапазон Каким приемом можно добиться расширения диапазона? (произносить тексты нараспев, поднимая или понижая высоту звука) Произносить текст снизу вверх по нумерации строк, интервал повышения или понижения звука – произвольный, помнить о правильном дыхании, каждый новый тон звучания требует нового вдоха. «Горные вершины» 8. Отдохнешь и ты. 7. Подожди немного, 6. Не дрожат листы… 5. Не пылит дорога, 4. Полны свежей мглой; 3. Тихие долины 2. Спят во тьме ночной; 1. Горные вершины М.Ю.Лермонтов

Слайд 15

Тембр голоса - это его окраска Передать голосом характер предметов и явлений: обращение к сосне, к скале, к морю, к зиме, весне, к птице. « Что тебе милей всего?» Что тебе милей всего, сосна? Высота — вот страсть моя и гордость! Что тебе милей всего, скала? Твердость! Море, что тебе всего милей? Широта земли, моя безбрежность! Что тебе, весна, всего милей? Нежность! Что тебе, зима, милей всего? Белизна на белоснежном поле! Птица, что тебе милей всего? Воля! К.Кулиев

Слайд 16

Для хорошо поставленного голоса характерны подвижность, благозвучность, полетность. Кто желает проверить голос на подвижность, благозвучность, полетность? Попробуйте посылать отдельные слова вдаль, не выкрикивая. Главную роль в полётности звука играю гласные звуки. звуки словно пропеваются - должны лететь по воображаемым воздушным волнам.

Слайд 17

Дикция - четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Произношение гласных требует внимания и самоконтроля . Перед работой над каждым упражнением можно сделать специальное упражнение, имитирующее Зевок Учитесь говорить ясно и отчетливо! Читайте ежедневно по 10-12 скороговорок (медленно, четко выговаривая все звуки). При произношении гласных больше открывайте рот, при произношении согласных - старательно двигайте теми органами речи, при помощи которых эти звуки образуются .

Слайд 18

Для тренировки дикции лучшим тренировочным материалом являются пословицы, поговорки и скороговорки! Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня. Летит гусь на святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь. Съел молодой тридцать три пирога. С пирогом, да все с творогом Побила меня маменька уздой перед избой, перед подызбицей . Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларькину жену. Около кола колокола, около ворот коловорот Ткет ткач ткани на платки Тане. Водовоз вез воду из-под водопровода.

Слайд 19

Темп речи- Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная Сказать скороговорку: « Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ » в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие : вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение. вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе . вы рассказываете данное сообщение большой аудитории . вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Слайд 20

Прочитайте одну и ту же фразу, как будто Вы: Объявляете о прибытии поезда. Читаете рекламу на радио. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате.

Слайд 21

Интонация - р азвитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы. Произнесите фразу с разными интонациями . Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно ) Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом ). До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично ). Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно ). Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Слайд 22

Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку: Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки. Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку: Зимой бы съел грибок, да снег глубок . Произнести с вопросительной интонацией скороговорки: Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы? Проворонила ворона вороненка? Около колодца кольцо не найдется?

Слайд 23

Произнести строчки из стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например: Воет ветер в степи огромной? — Воет ветер в степи огромной -Собирала Маргарита маргаритки на горе? -У нас гость унес трость? -В поле полет Фрося просо? -У елки иголки колки? -Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши?

Слайд 24

Гигиена голоса Соблюдение гигиенических норм голосовой нагрузки - не более 3 часов без перерыва . После трех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной активности голосовых складок . Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут телефонного общения равнозначны часу голосовой нагрузки ) Голосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели . Следует посещать ЛОР – фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой нагрузке и даже незначительных нарушениях голоса . Слишком холодные, горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избежания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать его раствором соды и йода .

Слайд 25

Голосовые правила 1 . Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при этом функционирует только одна группа мышц, поэтому чем выразитель- нее речь - тем она здоровее. 2. Чтобы голос меньше утомлялся, между уроками старайтесь соблю - дать режим молчания. 3. Вдыхание меловой пыли очень вредно, поэтому тряпка для доски должна быть всегда влажной. 4. После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути. 5. В холодную и дождливую погоду на улице не разговаривайте. 6. Очень сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому помещение следует увлажнять. 7. Когда у вас утомлен голос, желательно съесть лимон, выпить Бор- жоми и некоторое время помолчать.

Слайд 26

Формула хорошего «говорения»: Прежде чем слово начать в упражнении , следует клетку грудную расширить слегка и при этом низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижно. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи Так, при выдохе движется только одна диафрагма.

Слайд 27

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей. Выдержи паузу краткую в темпе стиха, воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было. Помни о дикции ясной и чистой, на звуки согласных рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен.

Слайд 28

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком. Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде чем брать упражнение на темп, высоту и на громкость, Нужно внимание направить на ровность, устойчивость звука. Пристально слушай, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность - вот что внимательным слухом сначала ищу в упражнении. И.П.Прянишников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голоса леса

Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

Урок окружающего мира во 2 классе "Голоса леса"

Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

Голоса леса

                                                      ...

Голос-основной инструмент педагогов

презентация о профессиональных  проблемах  голосового аппарата,...

Развитие устной речи и окружающий мир Тема «Звукоподражание голосам животных. Соотнесение голосов с животными»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности по предмету "Развитие устной рчи и окружающий мир"Тема "Звукоподражание голосам животных....

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.

Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

Осиплость голоса – потеря звучности голоса с появлением хрипловатых призвуков

Осиплость голоса – это потеря звучности голоса с появлением хрипловатых призвуков...