Внеурочная работа по развитию графомоторных навыков как профилактика и коррекция оптической дисграфии у учеников начальной школы
консультация по логопедии (1 класс)

РОЗЕНКО  НАТАЛЬЯ  ВЛАДИМИРОВНА

Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.

Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, написание их на бумаге и вместе с тем понимание воспроизводимых буквенных комплексов(слов).

Графический навык вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя написание прописных букв или печатных знаков букв. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков как

профилактика оптической дисграфии

Графика является разделом лингвистики и изучает систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также зрительный образ буквы, восприятие его, и сам процесс изображения буквы.

Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, написание их на бумаге и вместе с тем понимание воспроизводимых буквенных комплексов(слов).

Графический навык вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя написание прописных букв или печатных знаков букв. 

Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова.

К школьному возрасту участи коры головного мозга функционально и морфологически развиты не в полной мере, в частности лобные доли. В следствии чего затруднён процесс овладения письмом.

Недостатки письменной речи могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, а также запоздалым созреванием систем мозга и нарушением их функционирования. 


У детей с нарушением письменной речи в значительном числе случаев не сформирована произвольная моторика, недостаточна слухомоторная координация и чувство ритма. 

К тому моменту,  как ребенок идет в школу у него должна быть сформирована литеральность, то есть определиться ведущее полушарие головного мозга, но у  большинства младших школьников этот процесс затягивается. В  совокупности с неблагоприятными факторами (переутомление, частые соматические заболевания) осложняется обучение чтению и письму.


При первичной диагностике учитель-логопед обращает  внимание: 
• ребенок не определился в ведущей руке;
• выясняет у родителей не переучивали он ребенка писать с левой руки на правую;
• есть ли в семье леворукие;
• встречается ли в письме зеркальное изображение букв.

Проанализировав письменные работы учеников,  испытывающих зрительно-пространственные проблемы,  можно выделить следующие критерии: 


• при ориентировке на тетрадном листе возникают проблемы с нахождением начала строки;
• с трудом удерживает строку при письме;
• неравномерность и колебание наклона и высоты букв, элементы букв не соответствуют друг другу;
• формирование графических и двигательных образов,
• замены зрительно похожих и близких по написанию букв;
• устойчивая зеркальность при написании букв «е», «з», «с», замены букв «д-б-в» и т.п.;
• пропускает и заменяет гласные, в том числе и ударные буквы в словах;
• нарушает порядок букв в словах;
• тенденция к фонетическому письму - радсно–радостно.
Необходимо учитывать нарушение анализаторной системы, психических функций, несформированность операций письма осуществляется классификация нарушения письма, т.е. дисграфии. 

Существует три вида дисграфии: акустическая,  оптическая, моторная

Оптическая дисграфия (греч. - относящийся к зрению) – дисграфия,  которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к оптической дисграфии относят и зеркальное письмо.
Смешение при письме букв по оптическому и кинетическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. 
Специально подобрав игры и упражнения нужно помочь ученику не путать при письме буквы, которые сходны по кинетическому и оптическому признаку (б-д, п-т, о-а и т.д.).

При работе с оптической дисграфией  я придерживаюсь следующих основных коррекционных направлений:
- развитие зрительного восприятия и узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
- расширение объёма зрительной памяти; 
- формирование пространственного восприятия и представлений.
- развитие зрительного анализа и синтеза. 
- дифференциация смешиваемых при чтении и письме букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.
Вывод: при оптической дисграфии отмечается неустойчивое восприятие зрительного образа буквы, так же затрудненно образование связи между зрительным образом буквы и звуком, не четко сформирован зрительный образ буквы, из-за этого одна и та же буква может восприниматься по-разному. 
Проведя обследования в заключении, учитель - логопед рекомендует родителям и педагогам упражнения, которые способствуют профилактике нарушения письма, и развивает графомоторный навык младшего школьника. 
Коррекционно развивающая работа с этими детьми планируется совместно учителя-логопеда и педагогом психологом. 
Начинать работу следует с развития зрительного гнозиса.

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
Работу нужно начинать с развития предметного гнозиса предлагаются следующие задания: 

• назвать предметы (рисунки с контурными изображениями предметов); 
• назвать предметы с недорисованными частями; 
• назвать контуры предметов наложенные друг на друга; 
• назвать что неправильно нарисовал художник («Нелепица»);
• ранжировать предметы или изображения по величине; 
• срисовать изображение предметов состоящие из геометрических фигур;
• дорисовать у контур не законченных фигур (круг, треугольник и д.р.)
Развитие буквенного гнозиса осуществляется с помощью следующие задания: 
• найти в заданную букву (в ряду других букв);
• соотнеси буквы (одни и те же, написанные разным шрифтом);
• обведи буквы по контуру;
• допиши букву;
• напиши, затем назови буквы (наложенные друг на друга изображения букв);
• конструирование,  реконструирование  заданной буквы:
а) добавь элементы, например, Б - В 
б) уменьши количество элементов, например, Д-Л
в) измени пространственное расположение элементов, например, Р – Ь.

2.Расширение объёма зрительной памяти.
Развивая зрительную память, предлагаются следующие задания: запомнить от 5 до 6 изображений, потом отобрать их среду других 8-10 изображений

3.Формирование пространственного восприятия и представлений.
При развитии  графомоторного  навыка также, как и при устранении оптической  дисграфии важно формировать пространственные представления. Ориентировка в пространстве включает в себя три вида, которые связаны между собой: 
а) ориентировка в частях собственного тела, дифференциация права и лева;
б) ориентировка в макропространстве (окружающем пространстве); 
в) ориентировка в микропространстве (на листе бумаги, в тетради).

4.Развитие зрительного анализа и синтеза. 
Работа на этом этапе направлена на определение сходства и различия между схожими изображениями букв.

5.Дифференциация смешиваемых при чтении и письме букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.
• большое внимание про коррекции оптической дисграфии уделяется пониманию и употреблению предложных конструкций, наречий;
• соотнести букву с каким-либо сходным по форме предметом или изображением (Б с белкой; Д с дятлом; Ж с жуком и т.д.); 
• определение на ощупь барельефов букв и узнавание их с закрытыми глазами.
Эти задания направлены на узнавание фигур предметов. Определение их местоположения в пространстве активизируя зрительное внимание. Учить ребенка находить сходства и различия букв. Это благотворно влияет на преодоление ошибок, сделанных по оптическому свойству буквы. 
Решая поставленные задачи, учитель-логопед может проводить целенаправленную работу по развитию зрительного и буквенного гнозиса, пространственных представлений и их обозначений в речи, развивать зрительный анализ и синтез.

Литература:
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М., 1986.
2. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т.II / Л.С. Волкова, В.И. Селивёрстов. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: ил.
3. Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991
4. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы, Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32с. 
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: - СПб.: ИД «МиМ», 1997
6. Логопедия в школе: Практический опыт/ под ред. В.С. Кукушина – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
7. Логопедия: Учеб. Для дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., - М.: ВЛАДОС, 2003. (Стр. 458 – 484). 
8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 1998.-208с.
9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. / Р.И. Лалаева.– М.: Гуманит.изд. ВЛАДОС, 1999. – 224с.: ил.
10. Парамонова Л.Г. Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе./ Л.Г. Парамонова. – М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005. – 192с.: ил. 
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие./ И.Н. Садовникова. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1997. – 256с.
12. Ивановская ОГ, Гадасина ЛЯ, Николаева ТВ, Савченко СФ Дисграфия и дизорфограия. С-П., 2008 
13. Кувшинова Е.А. Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР. / Логопед. – 2005. - № 6. – с.4-11
14. Леонова С.В. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. / Логопед. – 2005. - №5. – с. 108 - 125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Начало  обучения  в  школе  часто  сопровождается  затруднениями  самого  разного  характера.  «Зеркальное  письмо  -  одно  из...

Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.

Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....

Коррекция оптической дисграфии у детей с задержкой психического развития

Цель методической разработки - обобщение опыта и результатов исследования современных авторов и подборка упражнений и практических заданий,  направленных на коррекцию оптической дисграфии у учащи...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....

СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....