Дифференциация звуков и букв К-Г 2 класс
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Кириллова Марина Олеговна

Логопедическое занятие по дифференциации звуков и букв К--Г во 2 классе. 

Занятие проводится в виде путешествия по острову на котором живут звуки К и Г. Маршрут по острову представлен в презентации к занятию. Дети работают на листах с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект32.22 КБ
Файл презентация2.95 МБ
Файл бланки с заданиями81.35 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока:  «Дифференциация звуков и букв К-Г»

Цель деятельности учителя-логопеда

 дифференцировать понятия «звук», «буква»

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие  «звук», «буква», «согласный звонкий звук», «согласный глухой звук», уметь находить заданные звуки и буквы в словах, словосочетаниях предложениях, дифференцировать звуки по артикуляторно-акустическому признаку, буквы по графическому начертанию.

Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков на межпредметном уровне (правильное написание слов с проверяемыми согласными в корне слова, изменение формы слова, подбор однокоренных слов); расширение знаний о разнообразии птиц.

Личностные: осознание ценности родного языка и  стремление к самостоятельному речевому общению.

Методы и формы обучения

Коррекционно-развивающая, игровая; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

http://festival.1september.ru/subjects

http://www.uroki.net 

Оборудование

Компьютер и мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока выполненная учителем-логопедом. Учебные листы для индивидуальной работы, предметные картинки, 2 корзины, кораблики трех цветов, мяч.

Основные понятия

Согласный звонкий звук, согласный глухой звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.

Структура и ход урока

 

Название этапа. Цель

Содержание этапа

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат (универсальные учебные действия)

Форма отчета и контроля

Время (в мин.)

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

  1. Организационный этап.

- Добрый день! Меня зовут Марина Олеговна, давайте настроимся на урок, улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, чудесных открытий желаю всем вам!

Создает эмоциональный настрой на урок

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности

Устные ответы

0,1

Актуализация знаний по теме.

Цель:

- Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию

деятельности на уроке.

  1. Основная часть
  1. сообщение темы урока

Логопед: сегодня на занятии мы будем различать звуки и буквы, а вот какие вы сейчас узнаете. Отгадайте загадки:

Я привёз в подарок с юга
Лучший сувенир для друга:
Не открытку, не игрушку,
А красивую … (ракушку).

Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? …(дорога)

Логопед: какой третий звук вы слышите в слове ракушка?

Дети: [к]

 Какой пятый  звук вы слышите в слове дорога?

Дети: [г]

Логопед: какие буквы и звуки мы сегодня будем различать?

Дети: К и Г

(логопед вывешивает на доску буквы к и г)

Формулирует задание

Выделяют заданные звуки в словах

Формулируют тему урока

фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, выделяют информацию из слова

Регулятивные: вместе с учителем планируют необходимые действия

Коммуникативные: проявляют активность в решении поставленной задачи

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Устные ответы

1,5

Выявление места и причины затруднений.

Цель.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

  1. Характеристика звуков

Логопед: дети  часто путают звуки [к] и [г], давайте разберемся почему? Дайте характеристику звуку [к]

[к]- согласный, твердый, глухой, парный

Дайте характеристику звуку [г]

[г]- согласный, твердый, звонкий, парный

Логопед: чем похожи эти звуки и чем отличаются?

Дети: они оба согласные, оба твердые, парные, но к глухой, а г звонкий.

Логопед: так как звук [г] звонкий, мы будем его обозначать колокольчиком, а глухой звук [к] будем обозначать зачеркнутым колокольчиком.

Формулирует задание

Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки.

фронтальная

Познавательные: осуществлять анализ, синтез и сравнение объектов

-умение структурировать знания,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: отвечают на вопросы обосновывают выводы

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Устные ответы

2

Творческая практическая деятельность

  1. Путешествие на остров «Крогас»

Д/и«поймай звук»

Логопед: С нашими буквами мы отправляемся на поиски клада на остров Крогас.

Мы с вами очутились на Берегу Слов. Помогите нашим буквам разделить слова. Покажите колокольчик если услышите звук Г, и зачеркнутый колокольчик, если К.

Чтение слов: кот, город, рука, клад, гном, гусь, крот, скамья, глаза, клен, укол, погода, радуга, колесо, голубь, карандаш.

Диктует слова

 

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Поднимают карточку с колокольчиком если слышат звук [г], и зачеркнутый колокольчик если [к]

Групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют качество выполнения заданий

Коммуникативные: объясняют, доказывают свою мысль полным предложением

Личностные: осознают свои трудности, понимают ошибки

 

 

Устные ответы

1

  1. Рифы ничейных букв (задание на листе №1)

Логопед: Наши братья решили пройти по побережью острова. Они направились в сторону мыса ударных слогов, но по дороге увидели, как море обнажило какие-то острые камни. Это - Рифы Ничейных Букв. На этих рифах может разбиться прекрасный корабль. Но если вы, ребята, сможете обозначить быстро и правильно буквы  к и г, команда корабля заметит рифы и спасёт своё судно. Выполните задание №1 в листе.

(дети выполняют задания на листе букву к обводят в кружок, а букву г подчеркивают)

Логопед: поменяйтесь с соседом листами и проверьте друг друга.

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Выполняют письменное задание на листах, букву к обводят в кружок, букву г подчеркивают

Проверяют работу одноклассника

Фронтальная, индивидуальная

Письменные ответы

2

  1. Мыс ударных слогов (задание на листе №2)

Логопед: Наши буквы пришли на мыс ударных слогов, дорогу завалило камнями, чтобы пройти нужно произнести заклинание. Поможем нашим братьям! Для этого нам понадобится лист в линейку. Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова под заданием №2.

Слова: горка, корова, кабан, иголка, норка, молоко, голубь.

Заклинание: гор-ро -бан-гол-но-ко-го

Диктует слова

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Выполняют письменное задание на листах, записывают ударные слоги слов

Фронтальная, индивидуальная

Письменные ответы

2

  1. Роща одиночества (задание на листе №3)

Логопед: Камни расступились, и мы увидели прекрасную рощу одиночества. Если туда попадут предметы, они обязательно потеряются, и останется только один предмет. Превратите много предметов в один, выделите корень. Выполняем задание №3 на листе.

Снега - …; круги - …; враги-…; танки - …; берега - … ; сапоги-…; моряки-…; овраги-…; пороги-…; старики-…; коврики- … ; дневники-…

Логопед: Вы поняли, какое правило нужно применить, чтобы выполнить задание?

Дети: парные согласные в корне слова.

Логопед: расскажите, как проверить парные согласные в корне слова?

Дети: нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласный стоял после согласного.

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Выполняют письменное задание на листах

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Письменные ответы

4

Физкультминутка. Игра с мячом.

Цель. Укрепление здоровья детей

  1. Физкультминутка (с мячом)

Наши братья устали, давайте поиграем с ними в игру добавь слог. Ловим мяч, добавляем по смыслу слоги ка или га, называем какое слово получилось.

Ру…, ду…, но…, доро…, вил…, раду…, загад…, ро…, лож…, гор….  

Логопед: отдохнули, идем дальше искать клад!

Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики

Выполняют упражнения для снятия утомления

индивидуальная

Личностные:

Ценностное отношение к здоровью.

Регулятивные:

Развитие волевой саморегуляция

Познавательные: соотносят собственную речь и движения

Коммуникативные: выполняют действия в команде.

1

  1. Пляж пропущенных букв (задание на листе №4)

Логопед:  После рощи мы вышли на пляж. Там лежат слова, но вот беда, термиты съели буквы. Вы должны будете вставить пропущенные буквы, из получившихся слов составить словосочетания, соединив стрелкой слова-предметы со словами-признаками.

Слова-предметы

Слова-признаки

и.ол.а

о.онё.

у.олё.

пу.ов.а

по.ремуш.а

.ала.ти.а

о.ромная

.орячий

острая

.расивая

яр.ий

звон.ая

Логопед: давайте проверим какие словосочетания у вас получились

(Дети поочередно называют словосочетания)

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Выполняют письменное задание на листах, вставляют пропущенные буквы к и г, составляют словосочетания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные

Актуализация знаний, применение знаний в практической деятельности

Личностные

- готовность к сотрудничеству;

- оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

-Уметь использовать речь для регуляции своего действия

Письменные ответы

4

  1. Ветренная долина

Логопед: мы пошли дальше и увидели  прекрасную долину, подул сильный ветер и друзья буквы К перемешались с друзьями буквы Г. Поможем им разделить друзей.

(Дети подходят к столу, на котором стоят 2 корзинки с буквами к и г, рядом лежат в беспорядке предметные картинки)

Логопед: Сейчас вы по очереди берете картинку, называете её, и кладёте в нужную корзинку.

Список картинок: грач, голубь, пингвин, попугай, фламинго, снегирь, глухарь, гусь, курица, кукушка, канарейка, индюк, утка, колибри, пеликан, киви.

Логопед: Как назвать одним словом то, что изображено на картинках?

Дети: птицы

Логопед: Молодцы, идем дальше!

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Выполняют задания

Определяют наличие звука в слове

Отвечают на вопрос

индивидуальная

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Коммуникативные:

-Уметь использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные: осуществление для решения учебных задач операции сравнения, классификации, обобщения

Личностные: имеют повышенную мотивацию к учебной деятельности

Устные ответы

3

  1. Бухта пиратов (задание в листе №5)

Логопед: Мы прошли долину,  и увидели бухту, а в ней пираты. Мы должны предупредить корабли о пиратах. Пошлем им зашифрованное послание. Выполните задание №4 на листе.  Зашифруйте предложения записывая  только схемы предложений. Впишите буквы к и г в те слова, в которых они встречаются.

Предложения:

Катя кормила серых голубей.

Галка села на калитку.

На ветку рябины сели снегири.

В зоопарке мы видели фламинго.

В клетке заливалась жёлтая канарейка

Логопед: ошибок быть не должно, проверьте соседа.

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Выполняют письменное задание на листах

Проверяют работу одноклассника

Письменные ответы

3

11)        Пещера разбитой пословицы

Логопед: И вот мы пришли к пещере, вход завален, здесь и находится клад, Чтобы открыть вход нужно составить пословицы. Поделитесь на две команды №1 и №2. (Логопед каждой команде выдает разрезанные пословицы).

Логопед: команда №1 объясните смысл пословицы.

Дети: у человека много смелости и величия у себя дома

Логопед: команда №2

Дети: Когда перья у птицы красивые, то и птица считается красивой, а человек красив умом.

Логопед: все верно! Камни расступились и мы нашли клад!

Всяк кулик на своей кочке велик.

Красна птица пером, а человек - умом.

(логопед достаёт клад)

Дает задание

Контролирует выполнение работы

Организует коллективную проверку;

Составляют разрезанные пословицы

Объясняют значение пословиц

3

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цели:

Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции.

III.        Итог

Логопед: чтобы открыть сундучок, вспомним

С какими буквами мы путешествовали?

Дети: с буквами К и Г

Логопед: Почему дети путают звуки [к] и [г]?

Чем они различаются?

 Какие задания вам запомнились? Какие задания оказались сложными для вас?

Логопед: а теперь давайте посмотрим, что в сундучке

(логопед открывает сундучок, в нем монетки)

Логопед: Под вашими стульями найдите конверт, в нем кораблики,

красный означает что, вам было не интересно и трудно на уроке, жёлтый – урок интересный вы справились, но вам требовалась помощь, и зеленый – вам было интересно, и вы справились самостоятельно.

Покажите нужный кораблик.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности,

Подводит учащихся к выводу

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока)

Индивидуальная, фронтальная

Личностные

-оценивать собственную деятельность.

Познавательные-

Обобщают, делают выводы.

Коммуникативные

Пытаются

самостоятельно строить речевое высказывание в устной форме.

- Рефлексия своих действий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные Слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения.

5

Список использованной литературы

  1. http://festival.1september.ru/subjects
  2. http://www.uroki.net
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
  5. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
  6. Коноваленко В.В. Парные звонкие Г – К. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ, 2015. – 32 с.
  7. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 144 с.
  8. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
  9. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Кириллова М.О. Дифференциация звуков и букв

Слайд 2

Остров Крогас Берег слов Рифы ничейных букв

Слайд 3

Рифы ничейных букв Букву К обведите в кружок, а букву Г подчеркните

Слайд 4

Остров Крогас Берег слов Рифы ничейных букв Мыс ударных слогов

Слайд 5

Мыс ударных слогов Заклинание: гор- ро - бан -гол-но-ко- го

Слайд 6

Остров Крогас Берег слов Рифы ничейных букв Мыс ударных слогов Роща Одиночества

Слайд 7

Роща одиночества Поставь имена существительные в единственное число, выдели корень: Снега – Круги - В раги - Т анки - Б ерега - Сапоги - Утюги - Овраги – П ороги – Кулаки– Луга– Уроки– с нег круг враг танк берег сапог утюг овраг порог кулак луг урок

Слайд 8

Остров Крогас Берег слов Рифы ничейных букв Мыс ударных слогов Роща Одиночества Пляж пропущенных букв

Слайд 9

Пляж пропущенных букв Вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетания Слова-предметы Слова-признаки иголка о.онё . у.олё . пу.ов.а по.ремуш.а . ала.ти.а о.ромная . орячий острая . расивая яр.ий звон.ая

Слайд 10

Остров Крогас Берег слов Рифы ничейных букв Мыс ударных слогов Роща Одиночества Пляж пропущенных букв Ветреная долина Бухта пиратов

Слайд 11

Бухта пиратов Зашифруйте предложения записывая только схемы предложений. Впишите буквы К и Г в те слова, в которых они встречаются. Пример: Катя кормила серых голубей . К к г

Слайд 12

Бухта пиратов Галка села на калитку. Г к к к На ветку рябины сели снегири. к г В зоопарке мы видели фламинго . к г В лесу куковала кукушка. к к к к

Слайд 13

Остров Крогас Берег слов Рифы ничейных букв Мыс ударных слогов Роща Одиночества Пляж пропущенных букв Ветреная долина Бухта пиратов Пещера разбитых пословиц

Слайд 14

Пещера разбитых пословиц Всяк кулик в елик . на своей кочке Красна птица пером , а человек - умом.

Слайд 16

вам было не интересно и трудно на уроке урок интересный вы справились, но вам требовалась помощь вам было интересно и вы справились самостоятельно



Предварительный просмотр:

К Е Н Т Р Г О А Г В К М И К Р Г Щ Л Д Г И К Ы Ц Ю Д Г О Г И К С К Я Ж Щ К И Г Т Г А К У К Ч С К Ы Ц З Л К О Г Щ Г М К В Ы К И П Б Г Т Р К Ц Ф Я К С Х Ж Г О К Щ Г Ь О К И К К М Л Б Р В Г Т Г В


Слова-предметы

Слова-признаки

иголка

о.онё.

у.олё.

пу.ов.а

по.ремуш.а

.ала.ти.а

о.ромная

.орячий

острая

.расивая

яр.ий

звон.ая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....