Безударная гласная
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Лямкина Наталья Станиславовна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_s_detmi_2.docx446.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с детьми 2-го класса

Тема: «Безударная гласная»

Цель: 

формирование умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

1. Коррекционные:

- развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2. Обучающие:

- формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

- развитие познавательной активности детей.

Оборудование:

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

Ход занятия:

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

- круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

(Незнайка)

Попросить одного ученика прочитать это письмо:
«Я хотел составить рассказ по картинке, но не знаю, как пишутся некоторые слова. Ребята, помогите мне».

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

К…тёнок.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
- Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
- Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
- Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
- Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
- Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
- Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень, 
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один – много».

ОДИН

– МНОГО

 

лиса

 

 

пчела

 

( по картинкам )

река

 

 

 

глаза

 

столы

 



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях. 
Например: лиса – лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение. 
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

9. У нас накопился словарик (прочитать хором). Что общего в этих словах?

- Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

- Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
- Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.

 

Я уверенно сделал задание

Я сомневался

У меня не получилось

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 


Ребята, мы сегодня работали с именами существительными, но ведь и в других частях речи может встречаться орфограмма: безударная гласная, посмотрите на наш рассказ. На следующем занятии мы будем продолжать находить безударную гласную в корне слова в разных частях речи.

11. Подводим итог.

Чему мы учились?
Какие слова будут проверочными?
Что понравилось?
Кому было трудно?


Приложение 1.

 

Я уверенно выполнил задание

Я сомневался

У меня не получилось

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 


Ранняя ос…нь ( осина, осенний )
Чистая в…да ( воды, водит )
Лесная тр…па ( тропочка, трап )
Высокая г…ра ( горка, горе )


Тр…ва ( травинка, травушка, травы, травянистый, травка )

Гр…бы ( грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница )

Д…жди ( дождь, дождливый, дождит, дождичек )

Гн…здо ( гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда )


Приложение 2.

Конспект занятия на рисунке трава

Изображение лисы

Рисунок звезды

Грибы на рисунке

Река и столы

Грибы и лицо

Слово написано - КОТЕНОК

Слово написано - ГНЕЗДО

Слово написано - ГРИБЫ

ВОДА-ТРОПА

Гора Лиса

Пчела Река

Звезда Столы

Цветы Глаза

Грачи Ласково

Слова Много Один

Лиса Пчела

Столы - Буквы в словах пропущены

Конспект занятия логопеда буквы

Конспект занятия Безударная гласная

Конспект занятия буквы в словах

Безударная гласная пропущена

Пропущена буква Безударная гласная

Конспект занятия с пропущенной буквой

Конспект занятия

Безударная гласная пропуск буквы

Конспект занятия Безударная гласная

Конспект занятия логопеда

Конспект занятия Безударная гласная

Конспект логопеда

Слова логопеда

Кот и пчелы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...