Фестиваль «Открытый урок» 2017/18 учебный год
план-конспект урока по логопедии

Майорова Елена Валерьевна

Конспект занятия

Дифференциация фонем [В], [В’] и [Ф], [Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы "В" и "Ф"

 

Опубликовано 12.03.2018 - 20:30 - Майорова Елена Валерьевна

https://открытыйурок.рф/статьи/668675/

https://открытыйурок.рф/статьи/669223/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [В][В’] и [Ф][Ф’].

Конспект составлен учителем-логопедом НОУ СОШ «Юджин-Центр»

Майоровой Еленой Валерьевной.

Логопедическая тема: дифференциация фонем [В][В’] и [Ф][Ф’] в словах, в предложениях, в тексте.

Буквы В и Ф.

Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки в слогах, словах, в предложениях.

Лексическая тема: обогащение словаря.

Цель: выделять звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- различать звуки[В][В’] и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;

-закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;

-дифференцировать звуки по твердости - мягкости, звонкости-глухости;

-закреплять навык звукового анализа и синтеза;

- закреплять навык подбора проверочных слов при оглушении - озвончении написания парных согласных.

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую моторику, согласованность движений и речь;

-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

-развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

-создавать ситуацию успеха;

-стимулировать речевую активность.

Здоровьесберегающая технология на логопедическом занятии:

Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

-учить детей приемам сохранения здоровья;

-восстановления сил;

-развития переключаемости;

-стимуляции работоспособности и мышления;              

-укрепление зрения

Оборудование: артикуляционные профили, индивидуальные зеркала, карточки с буквами «в», «ф», карточки с заданиями, карточки со словами для индивидуальной работы, карточки со слогами, таблица.

 Ход занятия:

 Мотивационно-целевой этап

Организационный момент.                                         

Логопед: У нас в гостях сказочные герои: Ваня, Фаина, Веня, Федора.

Картинки и персонажи Снеговик Веня и кукла Федора выставлены перед детьми.

Назовите 1 звук в именах.

Ориентировочный этап

Актуализация опорных знаний.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

(имена героев написаны на карточках с разбивкой на слоги)

 ВА   НЯ    ФА    И   НА   ВЕ   НЯ    ФЕ   ДО   РА

Задание: сложить имена героев.

 Основная часть.

 1.Обьявление темы занятия.

Логопед: Будем учиться выделять [В-Ф] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.                                            

 

2. Работа на карточках:  

Логопед: На левом верхнем углу стола приготовлен лист с заданиями. Возьмите его, положите перед собой.

(Задание первое).

Здесь напечатаны слова, в которых пропущена первая буква. Впишите ее.

…ОНТАН, …АЛЕНКИ,  …ИШНЯ, …ИАЛКА,  …ОДОПАД,  …АСОЛЬ,

…ИЗКУЛЬТУРА, …ЕСЕЛЬЕ

Прочитайте получившиеся слова.

Поисково-исследовательский этап

3.Сравнительная характеристика звуков:

(по схеме данной на доске)

Согласный – гласный. Докажи.

Звонкий – глухой. Докажи.

Твердый – мягкий. Докажи.

Буква. Назови.

В помощь детям – речевые профили.

Дети: Фонтан. Первый звук Ф. Согласный. Преграда выдыхаемой струе – верхние зубы, нижняя губа. Глухой. Голосовые связки не вибрируют.

Твердый. После согласного Ф стоит гласный первого ряда.

Буква ФЭ.

[В]-согласный, парный, звонкий, бывает тв., мягк.

[Ф]-согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк                                            

Практический этап

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.

Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте кружок.

В цирке.

Федя с папой были в цирке. Там выступали гимнасты, клоуны, факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка      превращал    фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в   финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке»- решил Федя.

(8 твердых согласных Ф)

Сосчитайте, сколько звуков [В] прозвучит в тексте.

Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте палочку.

                                                  Волки.

 Вова видел по телевизору фильм о волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться.  Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.

                                                

5. Развитие фонематического восприятия на уровне слога.

Чтение слоговых таблиц.

(Задание 3)

 фа-ва-фа                      фи-фи-ви-ви

фо-во-фо                       вы-фы-фы-вы

фы-вы-вы                      ве-фе-фе-ве

6. Речевая игра.

Логопед: Федора хочет поиграть с вами.        

Дифференциация [В-В’] в словах

Если [В]-то поднимаем руку прямо,

Если [В’]-то рука изображает волну.

Ваза, виноград, ворона, вёсла, волк, венок, василек, веник, водитель.  

 Дифференциация [Ф-Ф’] в словах  

Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,

Если [Ф’]-то рука изображает волну.

Фуражка, фикус, фонтан, фиалки, фазан, фонарь.

7. Гимнастика для глаз «Русалочка».

Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.

8.Записать предложения, вставив буквы  В или Ф.

Логопед: Следующее задание выполняем на карточке.

Первые четыре предложения записываем на занятии, остальные – дома.

 .аря надела шар. и .арежки.

У .ани мехо.ая шубка.         

У .ити но.ая .уражка.

 Кон.еты делают на .абрике.

. к.артире заз.онил теле.он.

.иолето.ые .асильки стоят . .ар.оро.ой .азе.

 Борщ .арят из карто.еля. с.ёклы, .асоли и других о.ощей.

8. Гимнастика для глаз «Русалочка».

Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.

9.  Закончите предложения, выбрав подходящее слово.

У невесты красивая …                                        вата, фата

В аптечке лежит …

В лесу живет …….                                             софа, сова  

В комнате  стоит  …..

Кровь брали из ……..                                      фены, вены

В магазине продаются   ……..  

10.  Записать слова, выбрав буквы в или ф.

Рядом написать проверочное слово.

 Морко(в/ф)ка, ко(в/ф)ка, приви(в/ф)ка, шар(в/ф), була(в/ф)ка, ла(в/ф)ка, шка(в/ф)чик.

11.Физкульминутка.

Федора хочет поиграть с вами. Игра «Проворные руки».

Чтобы успевать по хозяйству, нужно иметь проворные руки, уметь быстро и аккуратно двигаться.

12. Дифференциация В-Ф в тексте.

Логопед: Прочитайте текст.

Добавьте пропущенные буквы Ф, В.

Фаина гуляла в краси…ом саду. В саду бьет  …онтан.    Около

…онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра..е  гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой  …нимательно наблюдал …олк.

Взаимопроверка. Ученик проверяет работу рядом сидящего ученика.  

                                           

13. Прочитай скороговорки. Умей рассказывать их медленно, в среднем и быстром темпе.

1) У Фомки в гостях Фимка.                 2) Наш Филат не бывает                        

                                                                  виноват.        

Фимка в гостях  у Фомки.      Не бывает виноват наш Филат.

Логопед: Пора   прощаться.  Благодарим Ваню, Фаину, Веню и Федору за интересные задания. Им пора возвращаться в свои сказки. А нам подводить итоги занятия.

                                                 

 Рефлексивно-оценочный этап

 Итог занятия.

Логопед: Чему учились на занятии?

(Логопед подводит итоги занятия).

Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.  

«Волшебное дерево» (аналог «Шкале успеха») На доске схематически изображаются деревья, чем выше дерево выросло, тем лучше разобрался в материале занятия.

Рекомендованные задания на дом.

Прочитать скороговорки, выучить любую на выбор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Участие в Фестивале "Открытый урок", публикация о патритическом воспитании.

Публикация подготовлена в соавторстве с учителем начальных классов Бондаренко Е.С....

«Фестиваль педагогического мастерства-2017»

Чтобы посмотреть Открытый урок, перейдите по ссылке:      http://nsportal.ru/video/2017/01/urok ...

П Р И К А З от 31.08.2017 № 419 О назначении руководителей районных методических объединений на 2017-2018 учебный год

П Р И К А З П Р И К А З от 31.08.2017   № 419 О назначении руководителей районных методических объединений на 2017-2018 учебный год...

Урок английского языка Тема: Магазин одежды 4 класс (открытый урок) 2017-2018 уч. г.

Открытый урок составлен на основании УМК: учебник, английский язык, автор учебника М.З.Биболетова, О.А. Денисова, Н.Н. Трубанева. 2014  г. в соответствии со стандартами  ФГОС, с учетом прове...