Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию грамматического строя речи"
статья по логопедии

Никитина Елена Владимировна

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приемы работы по формированию грамматического строя речи

  Преодоление ОНР у детей с речевыми нарушениями осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В основу коррекционной системы обучения учащихся младшего школьного возраста положены следующие принципы:

· раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

· развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерности развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

· взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

· дифференцированного подхода в логопедической работе к учащимся с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

· связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействий на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи.

 К наиболее важным из них относятся:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого, развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы.

При глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание.

В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию грамматической стороны речи.

Содержание коррекционного обучения включает дующие задачи.

- развитие понимания устной речи;

- подготовку к овладению диалогической формой общения;

- практическое усвоение способов словообразование (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов); усвоение сочетаний притяжательных местоимении с существительными;

- преобразование глаголов повелительного наклонения;

- составление простых предложений по вопросам.

- практическое образование относительных прилагательных;

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

- изменение формы глаголов третьего лица, единственного числа;

- употребление предлогов «в, под, на, из».

- совершенствование навыков ведения диалога.

- образование глаголов с помощью приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;

- образование синонимов и антонимов;

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

- употребление предлогов «к, от, с»;

- составление разных типов предложений.

Для выполнения поставленных задач используется речевой материал следующих лексических тем: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда - обувь», «посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши»,  «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород», «Весна», «Сад-огород», «1 мая», «Лето», «Школа», «Наш дом», «Наш город», «Наша улица», повторение пройденных тем.

Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию грамматических средств языка.

Жукова Н.С. (1998) предлагает развивать грамматические средства языка па основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение младших школьников составлению различных видов предложений. "Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме".

 Последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.

Все методические пособия учитывают, уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.

Речевой материал предлагается в виде карточек, одна карточка - одна тема. В каждой карточке представлено несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме по следующим направлениям:

1) развитие словаря:

- активизация и обогащение словаря по теме;

- описание частей предметов, особенностей строения;

- название действий с данными по теме "предметами;

- название признаков но нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки;

2) формирование грамматических представлений:

- упражнения на словоизменение

- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);

- употребление предлогов;

- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Методы и приемы развития грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Большое значение логическим упражнениям в школьном обучении придавал К.Д.Ушинский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.

Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». Приведем примеры.

Словообразование:

гнездо птицы, или птичье гнездо,.

хвост лошади, или ...,

хвост лисицы, или ...,

верность собаки, или…

Морфология:

а) железо тяжело, но свинец еще тяжелее,

лошадь высока, но верблюд еще ... (выше),

белка хитра, но лисица еще ... (хитрее)

б) свои глаза. Дороже алмаза... (что?). Я не отдам ни за что ... (чего?). Трудно не верить ... (чему?) Берегите пуще всего ... (что?). Мы видим и небо, и землю ... (чем?)

Синтаксис:

а) копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?

Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

б) собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

Методические приемы разнообразны. Они определяют содержание занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями учащихся, их возрастом.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы, которые будут рассмотрены ниже.

Усвоение грамматических форм - сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.