Комплексы артикуляционной гимнастики.
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Требования к артикуляционной гимнастике
1. Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения.
2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от5 до15)
3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
4. Проводится в игровой форме.
5. Используется наглядность.
6. Из предложенных упражнений, только одно - новое.
7. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т.к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.
8. Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, либо упражнения выполняются перед зеркалом.
9. Нельзя говорить ребенку о неправильности выполнения упражнения, лучше покажите ребёнку его достижения, подбодрите.
Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Р», «Рь»).
Норма артикуляции звуков «Р», «Рь»:
- губы раскрыты, нейтральны,
- зубы разомкнуты,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
- "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- "ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»
- "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
- "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- «АВТОМАТ». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
- «БАРАБАНЩИКИ ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».
- «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
- «ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
- «Комар» - улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗЗЗ (получится звук , средний между З и Ж).
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.
Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Л», «Ль»).
Норма артикуляции звуков «Л», «Ль»:
- губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,
- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,
- кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную смычку,
- боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух,
- корень языка поднят.
- "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- «ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- "ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.
- "ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
- "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- «ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
- «ПАРОХОД ГУДИТ». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
- «САМОЛЕТ ГУДИТ». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы артикуляционных упражнений в игровой форме, сопровождаемые весёлыми стихотворениями....
Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков....
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков....
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков....