Конспект логопедического занятия "Омонимы..." 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Конспект логопедического занятия "Омонимы.." 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_omonimy_klass.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  3 класс

Тема: «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению».

Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. учить находить омонимы в речи;
  2. углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
  3. формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
  4. учить понимать и использовать термин «омоним».

Развивающие:

  1. развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
  2. корригировать звуко-буквенный анализ
  3. развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  4. развивать умение применять новые знания;
  5. активизировать и расширять словарный запас;
  6. корригировать и развивать память, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
  2. создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Оборудование:

  1. Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;
  2. Раздаточный материал;
  3. Альбом с заданиями.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент:

-Послушай мой рассказ и догадайся, почему мама и сын не сумели договориться.

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

- Почему мама и сын не договорились? Они друг друга не правильно поняли.

- Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.

Работа над темой занятия

Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.

Омонимы и их разновидности

В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением.

Примеры:

 график (план работы) — график (художник);

 планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);

 гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);

 заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);

 наряд (одеяние) — наряд солдат;

 среда обитания — среда (день недели);

 стан (туловище) — полевой стан (место стоянки).

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.

Примеры омографов:

 мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание);

 о́рган человека — орга́н (музыкальный инструмент);

 за́мок (феодала) — замо́к дверной;

 па́рить в бане — пари́ть в воздухе.

Игра « Отгадай слово».

1. Музыкальная нота; пищевой продукт.

2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица.

3. Часть ноги; кипа бумаг.

4. Международный протест; музыкальный знак.

5. Съедобные грибы; лесные животные.

6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты.

Игра «Найди омоним».

Сейчас я выразительно прочту стихотворение а ты определи, есть ли в этом тексте омонимы:

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

- О чём это стихотворение?

- Назовите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов.

Знакомство с многозначными прилагательными.

Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.

Какие по-вашему вещи бывают острыми?

«Острые вещи»

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься!

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.

- Я горчицу хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх, ты! Разве горчица – острая?

- Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лам-па?

В каких случаях слово острый можно заменить словом горький? ( Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус)

Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько)

Знакомство с многозначными глаголами.

А теперь разгадай загадку С.Я.Маршака.

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Д о ж д ь )

- На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики («Дом»)

Игры и упражнения

Игра «Подбери подходящее слово»

Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова-омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.

На карточке - стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впиши его. Объясни свой выбор.

- Бросил палку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове, -

Стало шишек сразу две.

- Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

Расширяем словарный запас

Многозначные слова существительные:

  1. Соль — приправа, нота
  2. Побег — из тюрьмы, росток
  3. Лист — бумаги, лист дерева
  4. Язык — орган, международный
  5. Лук — овощ, стрелковое оружие
  6. Ласка - небольшое хищное животное семейства куньих, проявление любви и нежности
  7. Норка - пушной зверёк, нора
  8. Ручка — дверная, шариковая, рука
  9. Рукав — деталь одежды, рукав реки
  10. Кран — водопроводный, подъемный
  11. Билет — проездной, экзаменационный
  12. Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
  13. Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
  14. Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
  15. Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
  16. Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
  17. Труба — музыкальный инструмент, печная труба
  18. Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
  19. Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда
  20. Долг - обязанность перед кем-либо (гражданский долг, взятая в займы вещь (денежный долг).
  21. Мотив - причина, повод к действию, мелодия
  22. Бор - хвойный лес, химический элемент, стальное сверло
  23. Лавка - скамья на улице, магазин
  24. Кол - заостренная толстая палка, самая низкая оценка в школе.

Многозначные прилагательные|

 Примеры

  1. Глубокое  — озеро, чувство
  2. Добрые — руки, слова, люди
  3. Тяжелый — чемодан, характер
  4. Кислое — яблоко, выражение лица
  5. Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
  6. Железная — решетка, дисциплина, воля
  7. Золотые — руки, украшения, золотое сердце
  8. Черный  — цвет,черный день, черная пятница
  9. Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина

Многозначные слова глаголы

| Примеры

  1. Пилить — доску, пилить мужа
  2. Родилась — мысль, дочь, идея
  3. Забить — гвоздь, гол, “забить болт”
  4. Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
  5. Сойти —  с поезда, с ума, сойти за своего
  6. Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
  7. Собрать —  урожай, доказательства, мысли, вещи
  8. Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
  9. Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
  10. Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках
  11. Планировать - составить план, парить, постепенно снижаться при полёте
  12. Почитать - уважать кого-либо, занятие чтением.

Заключительная часть

Итог: - Какие слова называют омонимами? - У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....