Рекомендации родителям от логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Советы родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

от учителя-логопеда

1. Для общего речевого развития ребёнка, необходима тренировка артикуляторного аппарата. Можно выполнять специальную гимнастику, но если у ребёнка нет нарушений звукопроизношения, лучше брать чистоговорки и скороговорки. Например,  чистоговорка «Жил бычок тупогуб, тупогубенький бычок, у бычка бела губа была тупа». Дети проговаривают медленно, быстро, громко, тихо, шёпотом.

2. Развитию моторики и зрительно-пространственных представлений способствуют и упражнения по составлению разрезной картинки. Дома дети могут собирать пазлы или картинки, разрезанные на части взрослыми, например квадрат, круг. Можно сделать игру-лото из старых открыток, разрезанных на 4 части, тогда детям нужно будет ориентироваться  и в цветовой гамме. Этой же цели способствуют различные графические диктанты, упражнения в срисовывании и дорисовывании фигур. Фигуры для графических диктантов может придумать сам ребёнок.

3. Рассматривая собранный из разрезанных деталей рисунок, дети  могут называть первый, второй или третий звук в названии картинок (Рыба, лопата). Задания по выделению звуков из слов и по определению позиции конкретного звука в слове тренируют детей в звуковом анализе и синтезе, учат прислушиваться к звучащему слову. Дома детям можно предложить самостоятельно придумать слово на заданный звук или со звуком в заданной позиции.

4. Многие школьники смешивают на письме буквы, состоящие из одинаковых элементов, поэтому на занятиях много внимания отводится закреплению зрительного образа букв, их конструированию и реконструированию. Предложите ребёнку сложить буквы из палочек, преобразовать одну букву в другую: "преврати букву  Б в букву В, букву Г – в букву П".

Для того чтобы ребёнок легко запомнил образ буквы, «оживите» его. Пусть буква б станет белкой с пушистым хвостом, в – «завоет» волком на луну,  а с – «смотрит» при письме в ладошку ребёнка.  

5. Родители часто спрашивают, как развивать моторику рук дома. Для этого не требуется специальных приспособлений, сил и времени. Можно использовать всё, что в данный момент находится под рукой: Карандаш (строим заборчик на пальцах), шнурок (выложите букву Б из шнура), маленькие мячики или шарики для настольного тенниса:

« Я катаю мой орех, Будет он круглее всех».

Ребёнок может помочь вам перебрать крупу, или же просто насыпать её из мешка или банки горстью.

6. Зрительная гимнастика не только позволяет закреплять в памяти ребёнка образ той или иной буквы, но и позволяет тренировать мышцы шеи. Предложите малышу  нарисовать букву в воздухе кончиком носа, глазами, ручкой.

7. Недостаточный словарный запас – одна из основных проблем младших школьников. Большинство правил требует от учащихся быстро и правильно подобрать несколько однокоренных слов. Это вызывает трудности у всех детей, даже в старших классах школы ошибки на правописание безударных гласных занимают первое место среди прочих. Пополнять словарь малыша следует постоянно. Вспомните, что дети очень хорошо и быстро запоминают рекламные ролики. Дело в том, что детская память устроена таким образом, что ребёнок легче запоминает то, что мелькает перед глазами быстро и достаточно часто. Если вы систематически будете приучать его играть в те игры, о которых сами уже забыли, да ещё и сами активно включитесь в игру,  ошибок у вашего ребёнка станет  значительно меньше, а со временем они, возможно, исчезнут совсем.

Вспомним детские игры со словами:

Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Ваня, Толя, Вова, Андрей. (имён девочек, названий городов и т.д.)

«Да» и «нет» не говорите, чёрный с белым не берите. Вы поедете на бал? (Знаменитая «да-нетка»).

«Поле чудес».

«Найди слово»  (в небольшом тексте, находите и загадываете одно из слов, а ребёнок должен задавать наводящие вопросы, характеризующие это слово: «В этом слове пять букв? В нём есть мягкий знак?» и т.д.)

«Наборщик»  (составить как можно больше новых слов из букв, входящих в состав, например, слова – слонопотам).

«Палиндромы» (найти и записать предложения, которые одинаково читаются в одну и другую стороны, например, «А роза упала на лапу Азора»).

Какие слова живут в кухне, в комнате, в классе?

Играем в города (записать названия города, имя, дерево и т.д., начинающиеся  с одной буквы). 

8. Развитие зрительной памяти и внимания можно тренировать в играх Пекессо,  Меморина и др. Разложите перед ребёнком несколько пар картинок лицевой стороной вниз и предложите вспомнить, где какая пара расположена. Угаданные картинки ребёнок «выигрывает».

Итак, больше занимайтесь со своими детьми, играйте с ними, вместе придумывайте новые игры.  Совместные с ребёнком игры не только разовьют речь вашего малыша, но и сделают семью крепче и дружнее. Игра – любимое занятие детей любого возраста, а если есть возможность соревноваться и выигрывать у папы и мамы – то успех в учении обеспечен! 

9.Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда. 

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

Артикуляционная гимнастика с картинками

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/1.jpg

Для преодоления нарушения речи у ребенка и для профилактики, необходимо делать упражнения по артикуляционной гимнастике. Язык, является основной из мышц органов речи. Поэтому нужно тренировать абсолютно все мышцы. При регулярных занятиях такой гимнастикой можно избавиться от ошибок в произношении звуков. Данные упражнения необходимо делать каждый день, вставая у зеркала, и затрачивайте, пять-семь минут. Заинтересовать чадо можно выполняя упражнения при этом, показывая картинки или игрушки, для наглядности поможет игровая форма.

Артикуляционная гимнастика для детей.

 

Упражнение улыбка

Это упражнение позволяет ребенку научиться держать губы, в улыбающемся состоянии считая до десяти раз, при этом обнажая зубки сверху и снизу.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/2.jpg

Способ выполнения: улыбаясь, показываем зубки и удерживаем губы, в улыбке считая от пяти до десяти раз.

Упражнение трубочка

Вырабатывает движение губами вперед.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/3.jpg

Выполняем: удерживаем под счет до десяти раз вытянутые сомкнутые губы вперед.

Упражнение лопатка

С помощью этого упражнения вырабатываем умение удерживать язык в состоянии расслабленности и спокойствии.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/4.jpg

Для выполнения упражнения, нужно делать следующее: улыбаемся, приоткрыв рот, кладем язык на нижнюю губу. Удерживаем так язычок, в этом положении считая от пяти до десяти. При этом не растягиваем губы сильно в улыбку, а кончики языка касаются уголков рта, чтобы не было напряжения.

Массаж языка

Вырабатываем умение удержать язычок в спокойствии и расслабленном состоянии.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/5.jpg

Для этого, делаем следующее: улыбнувшись, приоткрыли ротик, положили широкий язычок на нижнюю губу. Верхняя губа прихлопывает по язычку: ля-ля-ля. считаем до десяти или пятнадцати. Потом верхние зубки прокусывают широкий язык: тя-тя-тя. Так же до десяти-пятнадцати раз. При выполнении края касаются уголков рта, губки не растянуты в улыбке, чтобы не было напряжение.

Упражнение иголка

Вырабатывает умение делать язык узким.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/6.jpg

Способ выполнения: улыбаемся, широко раскрыв ротик, язычок выдвигается в перед, напрягаем его, делаем узким. Удерживаем под счет до десяти. Не зажимаем язычок зубками, губками, не отпускаем к подбородку.

Упражнение часики

С помощью которого, вырабатываем умение поворачивать языком к уголкам рта.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/7.jpg

Делаем часики: улыбнулись, приоткрыли ротик, кончик язычка укрепляем за нижними зубками и не отрываем его от зубиков в течении, счета до десяти раз.

Упражнение горка

Вырабатывает умение удерживать кончик язычка за нижними зубками.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/8.jpg

Выполняем: приоткрыв ротик, улыбнулись, укрепили кончик язычка за нижними зубками и не отрываем его от зубиков в течение десяти, то есть, считаем до десяти.

Упражнение, которое называется киска, сердится

Вырабатываем умение удерживать язычка за нижними зубками, и выгибаем спинку.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/9.jpg

Выполнение: улыбнувшись, открываем ротик, кончик язычка упираем в нижние зубки и, не отрываем его от зубиков, выгибаем спину, как это обычно делает кошка, когда начинает сердиться.

Сделать парус

Вырабатывает умение поднимать язычок к небу и держать под счет до десяти раз.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/10.jpg

Выполняем: улыбнувшись, открываем ротик, и кончик язычка укрепляем за верхними зубками. Удерживаем в таком положении под счет, где-то десяти раз.

Чистим зубки

При этом вырабатываем умение удержать кончик язычка за зубками сверху и снизу.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/11.jpg

Упражняемся: улыбнувшись, приоткрываем ротик, кончиком язычка чистим нижние зубки изнутри, двигая язычком из одной стороны в другую. Точно так же чистим и верхние. Нижняя часть челюсти находится в неподвижном положении, работаем только язычком, под счет от десяти до пятнадцати раз.

Качели

Чередуем положение язычка вверху и внизу.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/12.jpg

Выполнение упражнения происходит, следующим образом. Улыбнулись, затем приоткрыли ротик, выдвинули язычок. Поднимаем его вверх за верхними зубками, потом вниз за нижними. Чередуем положение движения язычка при счете от десяти до пятнадцати раз.

Упражнение вкусное варенье

Целью выполнения является выработка умения поднимать широкий язычок к верхней губе.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/13.jpg

Выполняем: улыбнулись, открыли ротик, широким язычком облизали верхнюю губу сверху вниз. Считаем до десяти, не открываем ротик и не помогаем губами, удерживаем язычок широким.

Упражнение чашечка

Суть выполнения вырабатываем умение язычка держаться в форме чашечки.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/14.jpg

Выполняем данное упражнение: делаем улыбку, открыли ротик, начинаем удерживать язычок в форме чашечки, при этом считаем до пяти или до десяти. Ротик в этот момент не закрываем и следим за своими губами в форме приятной улыбки.

Упражнение бочка

Суть выполнения: укрепление мышц языка.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/15.jpg

Для выполнения улыбаемся, рот немного приоткроем, язычок по очереди упираем то в левую, то в правую щеку и считаем до десяти-пятнадцати.

Упражнение под названием барабанщик

Суть упражнения: укрепление мышц языка, выработка умения держать язык за верхними зубками.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/16.jpg

Выполняется следующим образом: улыбнулись, открыли рот, стучим кончиком язычка за верхними зубками: “д-д-д-д-д”. Звук “Д” произносим для начала медленно, потом темп ускоряем. Губы находятся в форме улыбки, рот не закрывать, стучим в бугорки за верхними зубами.

Упражнение маляры

Суть: умение двигать языком вверх вниз, растягиваем подъязычную связку.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/17.jpg

Не сложное выполнение: сначала улыбнулись, открыли ротик, погладили кончиком язычка твердое небо, движения вперед и назад. Губы в это время не должны двигаться вместе с нижней челюстью, а язычок не вылезает. Считаем до десяти.

Упражнение лошадка

Целью упражнения является укрепить мышцы языка, растягиваем подъязычную связку.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/18.jpg

Для выполнения, нам потребуется: улыбнуться, раскрыть ротик щелкать кончиком язычка за верхними зубами, будто бы цокаете копытцем. Нижняя часть челюсти в неподвижном состоянии, внимание уделяем работе кончика языка. Считать до десяти.

Следующее упражнение грибок

Для укрепления мышц языка и растяжение подъязычной связки.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/19.jpg

Выполняется так: улыбаемся, открываем ротик, язычок как присоска цепляется за небо. Считаем до пятнадцати.

Заключительное упражнение это гармошка

Так же укрепление мышц языка и растянуть немного подъязычную связку.

http://vam-zhenshini.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/20.jpg

Выполнение: во-первых, улыбка, во-вторых, присосаться к небу, а в-третьих, не опускать языка, одновременно открываем и закрываем ротик. Удерживать в течение десяти секунд.

Закрепление произношения звука С в стихотворениях.

Кискино горе.

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

 

Самолёт.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме. /А.Барто/

 

В лесу осеннем тихо-тихо, 

Слетают листья меж ветвей,

Гуляет по лесу лосиха

И маленький лосенок с ней...

 

Лес уснул и, как во сне,

Тихо-тихо сыплет снег,

И доносится сквозь сон

Стылых сосен перезвон.

 

Смотрит Света сквозь стекло,

На дворе светлым-светло,

Не раскаты грома бьют,

Майский над Москвой салют!

 

Снег темнеет на полянке,

С каждым днем теплей погода,

Время класть на полку санки,

Пусть поспят они... полгода.

 

Сколько вкусных, сладких ягод

Летом я найду в лесу,

Их наемся я и на год

Витаминов запасу!

 

Свой домик улитка везет на спине,

(Как долго ползти по отвесной стене!)

Весну и все лето улитка в пути,

Ей к осени надо на землю сползти.

 

Закрывайте, куклы, глазки!

Спите все в моей коляске.

Я вам место уступлю,

Колыбельной усыплю,

И совсем могу не спать —

Вам отдам свою кровать!

 

Видит котик, что у киски

В миске вкусные сосиски.

Рядом с миской киски нет —

Будет котику обед!

До чего вкусны сосиски

Из большой соседской миски!  

 

Сова.

В лесу темно,

Все  спят давно.

Одна сова не спит

Всё на суку сидит.

 

Зайка.

Смотрит зайка косой,

Как девочка с косой

За речкой косой

Травы косит косой.

 

Мама.

Вот я, мама! Цел, невредим!

Давай на крылечке

      с тобой посидим

До самого - самого сна.

Как хорошо, что я - не один

И ты-

Не одна!    /В. Лапин/

 

Снегу - таять! Солнцу - греть!

Снегу - таять! Солнцу - греть!

Трактористу - песни петь!

Петь, пахать, боронить,

Зёрна в землю высевать:

в рыхлую земельку-

в пышную постельку!

 

Скоро в поле снег растает.

Пригревает... Припекает...

Скоро верба зацветёт.

Скоро в поле снег растает.

Скоро с речки лёд сойдёт,

Соловейка запоёт.

Соловейка - соловей,

Прилетай - ка поскорей!

Потрудись - ка, солнышко!

Обогрей - ка полюшко!

Солнышко, потрудись!

Красное, не ленись!

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И  лес оденется листвою!

 

Он висит на видном месте, 

День-деньской глотает вести.   (Почтовый ящик.)

 

Он за поле, за лесок

Подает свой голосок.   (Телефон.)

 

Хозяин лесной

Проснется весной.   (Медведь.)

 

Какой это мастер

На стекла нанес

И ветви, и травы,

И заросли роз.   (Мороз.)

 

Кто с высоких,

Толстых сосен

В нас скорлупку

Ловко бросил.    (Белка.)

 

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери.

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это...   (Снегири.)

Стихи на букву (звук) - З.

 

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в  сад  коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)

 

***

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

 

***

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

 

***

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

 развалился кузов.

 

***

Розовы грёзы у Розы:

Розы да мимозы и ни занозы.

 

***

То одна зима идёт, то другая,

И метели за окном завывают.

 

***

Только в клетках говорят попугаи,

А в лесу они язык забывают.

 

 

 Черемуха.

 Черемуха душистая,

 Развесившись, стоит,

 А зелень золотистая

 На солнышке горит.

С.Есенин.

 

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. 

А.Пушкин.

 

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе. 

 С.Маршак.

 

***

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная?  - Зима.

 

***

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Нам название напомнит,

что её забыть нельзя.

 

***

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

 

***

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

 

***

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

 

***

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

 

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

 

***

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка - зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

В. Лунин.

 

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

 

Затея

Вот весёлая затея —

запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея

прямо к солнышку понёс.

И. Демьянов.

 

***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу —

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

 

***

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,—

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

 

 

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

 

Завтра

—  Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.

—  Пока не имею особых примет,

но отвечу без запинки:

Если день начнёшь с разминки,

с бега и зарядки,

буду я в порядке.

А пока я вот какое:

Не смешное, не плохое,

потому что тайны «Завтра»

все узнают только завтра!

Е. Григорьев.

 

Новый год

К нам придёт Новый год,

заведёт хоровод.

Зазвенят голоса,

засверкают глаза.

 

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза —

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

 

Над заводью зелёной

Как над заводью зелёной поднялась звезда.

Пил из заводи лосёнок, — вкусная вода!

И река весной звенела только для него,

и звезда не пожалела света своего.

И была лосиха рада, стоя под сосной.

Вольно веяло прохладой с заводи речной.

А. Прокофьев.

 

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

 Шнурок у него не завязывается.

 Шнурок на ботинке завязываю,

 завязываю и показываю,

 показываю и рассказываю.

 Рассказываю, как завязываю.

 Завязываю и развязываю,

 развязываю и завязываю...

 И я научился не сразу ведь

 завязывать и развязывать...

Ш. Галиев.

 

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

 

***

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

 

***

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

 

***

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

 

***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

 

***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

 

***

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

 

Зайчушка.

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

 

*** 

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов.

 

Стихи на букву (звук) - З.

 

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в  сад  коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)

 

***

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

 

***

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

 

***

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

 развалился кузов.

 

***

Розовы грёзы у Розы:

Розы да мимозы и ни занозы.

 

***

То одна зима идёт, то другая,

И метели за окном завывают.

 

***

Только в клетках говорят попугаи,

А в лесу они язык забывают.

 

 

 Черемуха.

 Черемуха душистая,

 Развесившись, стоит,

 А зелень золотистая

 На солнышке горит.

С.Есенин.

 

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. 

А.Пушкин.

 

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе. 

 С.Маршак.

 

***

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная?  - Зима.

 

***

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Нам название напомнит,

что её забыть нельзя.

 

***

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

 

***

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

 

***

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

 

***

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

 

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

 

***

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка - зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

В. Лунин.

 

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

 

Затея

Вот весёлая затея —

запускать на нитке змея.

Змей летит выше берёз!

Ветер змея не жалея

прямо к солнышку понёс.

И. Демьянов.

 

***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу —

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

 

***

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,—

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

 

 

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

 

Завтра

—  Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.

—  Пока не имею особых примет,

но отвечу без запинки:

Если день начнёшь с разминки,

с бега и зарядки,

буду я в порядке.

А пока я вот какое:

Не смешное, не плохое,

потому что тайны «Завтра»

все узнают только завтра!

Е. Григорьев.

 

Новый год

К нам придёт Новый год,

заведёт хоровод.

Зазвенят голоса,

засверкают глаза.

 

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза —

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

 

Над заводью зелёной

Как над заводью зелёной поднялась звезда.

Пил из заводи лосёнок, — вкусная вода!

И река весной звенела только для него,

и звезда не пожалела света своего.

И была лосиха рада, стоя под сосной.

Вольно веяло прохладой с заводи речной.

А. Прокофьев.

 

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

 Шнурок у него не завязывается.

 Шнурок на ботинке завязываю,

 завязываю и показываю,

 показываю и рассказываю.

 Рассказываю, как завязываю.

 Завязываю и развязываю,

 развязываю и завязываю...

 И я научился не сразу ведь

 завязывать и развязывать...

Ш. Галиев.

 

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

 

***

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

 

***

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

 

***

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

 

***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

 

***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

 

***

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

 

Зайчушка.

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

 

*** 

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов.

 

Стихи на букву (звук) - Ж.

  

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Тут ежата у ежа. 

жу-жу-жу, жу-жу-жу

Как-то уж пришёл к ежу.

жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне  ежаток  покажи. 

жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ужами не дружу.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Уж  уходит от ежа.

 

жи-жи-жи, жи-жи-жи

В нашем доме этажи.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

же-же-же,    же-же-же

На  каком я этаже?

 

 

Пожарные машины

Пять машин пожарных в ряд

в ожидании ребят.

Пять машин давно уже

ждут пожарных в гараже.

День рожденья был у Жени.

Женя ждал на день рожденья

дядю Жору, тётю Дашу,

Мишу, Машу и Наташу.

В это время магазин

получает сто машин.

На витрине магазина

ярко-красная машина

как огнём горит. О ней

узнают все пять гостей.

Каждый гость из магазина

нёс пожарную машину.

Потому-то дружно в ряд

пять машин и ждут ребят.

Ждёт и  Женя. Их ведь пять.

Приходите поиграть.

 

Жадина

Жадину я ни о чём не прошу.

В гости я жадину не приглашу.                

Не выйдет из жадины друга хорошего,

даже приятелем не назовёшь его.

 Я. Аким.

 

***

Жужелица прибежала,

На жужжалочку нажала.

Жужжалочка зажужжала –

Жужелица убежала.

 

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса:

ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот!

А доктор ёж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

лежать вам лучше на спине,

пока живот не заживёт. Вот».

Н. Воронель, Р. Муха.

 

 ***

Раз шажок, два шажок,

левый, правый сапожок.

Я учу Алёшку

топать понемножку.

Г. Лагздынь.

 

***

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжёлый на жуке кожух.

Е. Благинина.

 

*** 

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем нестрашно жук жужжит.

А. Стародубова.

 

*** 

— Пылесос, пылесос,

ты куда суёшь свой нос?

—  Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу.

А. Масленникова.

 

***

«Жу-жу-жу, я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу зимой и летом».

Жук-жучок

отвечал урок.

Вместо слов «ручей журчит»

написал «жучей жужжит».

Г. Виеру.

 

***

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, напои сады.

В. Суслов.

 

***

Ручей бежит, бежит, бежит!

Ручей дрожит, дрожит, дрожит!

—  Ручей, откуда и куда?

—  К реке бегу из-подо льда.

В. Суслов.

 

Жук

(Считалочка.)

«Жу» да «жу» —

слетались в круг

майский жук,

июньский жук,

жук-носорог,

жук-плавунец,

жук-сынок

и жук-отец,

жужелица, жук-жучок —

все попались в мой сачок!

 

Не обижайте жаб

— Вот жаба, жаба! Убежим!

Дрожат Наташа с Майей.

А жаба им в ответ: — Эх, вы!

Ведь я вам не мешаю.

Живём мы тихо у воды,

едим букашек, мошек.

От жаб детишкам нет беды,

как нет беды от кошек.

Вам жаб не нужно обижать

И ни к чему от них бежать.

 

История с ежом

Через поле шла межа.    

Там мы встретили ежа.  

Мы смотрели на ежа,     

Не крича и не визжа.     

Мы смотрели на ежа,

рты закрытыми держа.

Мы смотрели на ежа,

он от нас и убежа...

Н. Слепакова

 

Еж и лиса

Бежит ёжик вдоль дорожек,

да скользит по льду.

Говорит ему лисица:

— Дай переведу!

Отвечает серый  ёжик:

— У меня две пары ножек —

сам я перейду!

С. Маршак.

 

Жук и вол

Жук жужжал в густой осоке,

вол лежал на солнцепёке.

Жук жужжал, жужжал, жужжал.

Вол лежал, лежал, лежал.

А потом спросил:— Скажите,

для чего вы так жужжите?

Жук волу ответил с жаром:

—  Ясно, я жужжу недаром.

Я живу и не тужу,

потому что я жужжу!

П. Воронько.

 

Семейка

Мышка в кружечке зелёной

наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось —

ни крупинки не осталось!

С. Маршак.

 

***

Жук жужжит в железной банке —

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

В. Лунин.

 

О чём поют воробушки?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

В. Берестов.

 

Два солнца

День пришёл весенний,

Дружный.

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе,

Солнце в луже –

Оба светят мне в лицо.

В. Соловьёв.

 

Не нахожу грибов

Я хожу, хожу, хожу,

а грибов не нахожу,   

И в лукошке до сих пор

только красный мухомор.

В. Незвал.

 

Ежик

Ходит ёжик без дорожек,

не бежит ни от кого.

С головы до ножек

весь в колючках ёжик.

Как же взять его?

А. Капралова.

 

Мир.

Женя празднует рожденье —

юбиляру восемь лет!

Подарили гости Жене

пушку, танк и пистолет.

И, совсем как настоящий,

как бывает у солдат,—

чёрный, новенький, блестящий,

с круглым диском автомат.

Гости кушали ватрушки,

Женя в комнате играл —

он военные игрушки

по частичкам разбирал.

—  Что же ты наделал, Женя?!

Всё сломал? Какой кошмар!..

—  У меня разоруженье! —

громко крикнул юбиляр.

Рыжий Рома

Рыжий Рома спозаранку
Грыз румяную баранку.
Рома любит есть ватрушки,
Пироги, торты и сушки.
***

Огородница

Рано утром, взяв корзину,
В огород пошла Алина.
В огороде у забора сорвала два помидора.
А в теплице у крыльца – два зеленых огурца.
А еще хозяйка ловко
С грядки дёргала морковку.
***

Вороватый кот

Рыжий Васька, хитрый вор
Вновь пробрался к нам во двор.
И украл он из ведёрка
Карася и краснопёрку.
Эй, Барбос, ты не зевай!
Двор от Васьки охраняй!
***

Скоро подрасту!

Молоко из красной кружки
Очень любит пить Ванюшка.
Чтобы сильным стать и рослым,
Чтобы стать большим и взрослым.
***

Мышиный завтрак

Мама-мышка тащит в норку
Сыр, пирог, сухую корку.
Дома ждут ее детишки –
Дочурка-мышка, два сынишки.
Просят маму: «Торопись!»,
«Завтрака мы заждались!»
**

*

Просыпайся, детвора!

Рано-рано поутру
Будит солнце детвору.
Просыпайся, детвора!
В детский сад идти пора!
Заждались вас там игрушки,
Зайцы, тигры и хлопушки.
Ярко-красный грузовик
От тоски совсем поник.
Грустно им без вас стоять,
С ними нужно поиграть!
***

Ночной концерт

В старом парке ночью ясной
Был концерт для мошкары.
Там играл оркестр прекрасный,
Звонко пели комары.
Два веселых таракана
Бодро били в барабаны,
На трубе сверчок играл.
Всех вокруг очаровал.
Жук- олень той ночью лунной
Тронул контрабаса струны.
И до самого утра
Танцевала мошкара.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жвачные животные  жуют жвачку.

Белые бараны били в барабаны.

Петя пень пилил пилой.

Врач вручил ворчуну валерьянку.

Сшила Шура шикарную шубу.

Фотографу в бровь попала морковь.

У киски в миски сливки скисли.

Пять ребят нашли пять опят.

Наш Полкан попал в капкан.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

 

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,— напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Вижу, пишешь хорошо.

 

***

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

 

Хороша швея Наташа

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

 

***

Шепчет кошке петушок:

—   Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

—   Шаг шагнёшь — и откушу!

 

***

Школьник, школьник, ты силач:

шар земной несёшь, как мяч.

Мышонок и Мышь

Мышонку шепчет мышь:

— Ты что шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

А. Капралова.

 

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

И. Демьянов.

 

Шишки у Мишки

Бросил палку кверху Мишка.

—  Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка — хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.

Е. Петрищева.

 

Шарфик

Шёл я лесом и боялся...

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

— Эй, кто шарфик потерял?!

Г. Виеру.

 

Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят

ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон — восемь кошек.

Просят у проводника

восемь плошек молока.

Проводник Гав-гав смущён.

Вход собакам запрещён!

А. Строило.

 

Мышь как мышь

Мышь как мышь,

Сама с вершок!

Влезла  мышка  на  мешок.

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали...

Г. Лагздынь.

 

***

Шорох, шептанье,

шумок под окном,

шлёпанье   лёгкое...  

Кто   это — гном?

Шшш! Там за шторами, возле окна

шустрым мышонком шуршит тишина.

В. Лунин.

 

Ну и Наташа!

—  Наташа, как мышка шуршит бумагой?

—  Ши-ши-ши!

—  А как уж шипит?

—  Ш-ш-ш-ш!

—  А как люди шепчутся?

—  Шу-шу-шу!

—  И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....