ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.
статья по логопедии

кобзева ирина сергеевна

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:

  • Обследование обучающихся:

1.Подготовка материалов обследования.

2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.

3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.

4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5.Заполнение речевых карт, оформление документации.

6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

  • Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:

1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.

2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.

3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.

4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.

5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.

  • Содержание логопедической работы:

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.

3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

10.Работа над связной устной и письменной речью.

11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

  • Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов

1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

 2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.

6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

11.Работа над формированием связной речи.

12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

  • Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4-х классов .

1.Коррекция на фонетическом уровне.

2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.

4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

5.Коррекционная работа на лексическом уровне.

6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.

7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.

9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

10.Словосочетание и предложение.

11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.

12.Управление.

13.Закрепление падежных форм.

14.Связь слов в предложении и словосочетании.

15.Предлоги.

16.Приставки.

17.Пропедевтика нарушения письменной речи.

18.Работа над связной речью.

19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

20.Формирование пространственных представлений.

21.Формирование временных представлений.

22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

  • Советы логопеда

1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.

2. На что обратить внимание в первую очередь?

Проверьте, умеет ли ваш ребенок обобщать, то есть называть несколько предметов одним словом. Например: яблоко, груша, лимон – фрукты. Часто дети с нарушениями речи неправильно используют слова. Например: "шьет носок",  вместо «вяжет», "лёдная дорожка",  вместо «ледяная» - настораживающий признак. Понаблюдайте, как ребенок образует формы множественного числа родительного падежа. (Лев - левы - левов вместо лев - львы - львов). Обратите внимание, как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. (Писать на тетради вместо в тетради. Достать из спины вместо из-за спины.). Перечисленные ошибки характерны для детей 3-4 лет. К 5-6 годам они должны резко сократиться.

3. Как помочь?

Выберите любой предмет и попросите ребенка подобрать к нему определения. Например: Яблоко может быть румяное, мягкое, сладкое, маленькое (яблочко) и т.д. При посещении с ребенком магазина можно поиграть в игру: «Что купить для щей» (компота, салата и т.д.) Обязательно говорите полными предложениями. Для щей я куплю картофель, капусту, помидоры, лук. Попросите ребенка повторить, а потом спросите, что нужно для борща. Потом спросите: Для супа нам нужен сахар или соль? Если малыш пропускает или неправильно употребляет предлоги, произнесите фразу без них, а малыша попросите вставить пропущенные слова.

         При подозрении на нарушения речи не теряйте время, обращайтесь к специалистам. Помните, что плохо говорящему ребенку трудно учиться в общеобразовательной школе. И, в наиболее тяжелых случаях, ребенку могут рекомендовать речевую школу. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка. Говорим чисто! Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и; согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими с, з звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков ш, ж, ч, щ, звуки л, рь, р. Как дышит? Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи. Как слышит? Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак-лак, том - дом. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но, если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Помогите ребенку говорить. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» или «сипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие - крикливо. Нужно обратить внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте. Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить! Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду! Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

Логопедическая служба в МОУ «Ялгинская СОШ» . Особенности работы школьного логопеда.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работа...

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образованияО ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и у...

"Особенности работы учителя-логопеда в рамках концепции здоровьесбережения на коррекционных занятиях."

XIV Международная научно-практическая конференция "Ребенок в современном мире". Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, учитель-логопед должен учитывать и особен...

Особенности работы учителя-логопеда с умственно отсталыми детьми.

Данный материал может помочь как студентам-дефектологам, так и учителям начальной школы. В данной статье описываются особенности устной и письменной речи умственно отсталых детей, место логопедической...