Статья на тему "Формирование правильной речи у детей с дизартрией"
статья по логопедии

Сушенцова Елена Михайловна

      В последнее время в логопедической практике наблюдается увеличение обучающихся с дизартрическими расстройствами речи. Данные расстройства затрудняют процесс получения знаний школьниками. Своевременно проведённая логопедическая коррекционная работа способствует предупреждению и устранению недостатков устной и письменной речи.

В данной статье раскрыты особенности речи у обучающихся с дизартрией, показано, как формировать и корректировать правильное звукопроизношение с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_prav_rechi_-_dazartriya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               средняя общеобразовательная школа № 6

   Щёлковского муниципального района Московской области

                  Статья на тему

«Формирование правильной речи

          у детей с дизартрией»

                                             Разработала: Сушенцова Елена Михайловна,

                                             учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

                                            ЩМР МО

                                         Щёлково, 2018 г.

«Формирование правильной речи у детей с дизартрией»

        Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого нёба, языка, губ. Следствием этого являются дефекты звукопроизношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи.

        Успех в преодолении этих нарушений во многом зависит от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания.

         Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии - псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, родовая травма, опухоль, интоксикация и т. д.).

        У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая.

        1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются неярко, в редких поперхиваниях.

        Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ж, Ш, Р, Ц, Ч. Звонкие согласные произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

        В большинстве случаев дети с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе слова, в их речи встречаются специфические ошибки замены звуков (например, Т-Д, Ч-Ц и др.). Таким образом, ведущим дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

        2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в нужном положении. Значительную трудность представляет переход от одного движения к другому. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение. Акты жевания и глотания затруднены.

        Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, с заметным гнусавым оттенком. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, X, Свистящие, шипящие, Ч и Ц, Р и Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Звонкие согласные почти всегда заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и при стечении согласных опускаются, при этом в последнем случае выпадает один (белка - бека) или оба звука (змея - ия). Вследствие затруднения при переключении от одного слога к другому встречаются случаи их уподобления (посуда- посюся, ножницы - ыосисы).

          Нарушение моторики артикуляционного аппарата в конечном итоге приводит к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. Дети не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее заданный звук, проанализировать его звуковой состав. Например, дается задание: найти картинки, названия которых содержат звук Б; дети отбирают следующие: банка, барабан, подушка, платок, пила, белка. Или дается задание: найти картинки, названия которых содержат звук 3; дети откладывают картинки, изображающие змею, зайца, жука, щуку, щетку, желудь, щипцы.

        3. Тяжелея степень псевдобульбарной дизартрии – анартрия - характеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечленораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении систематические занятия с логопедом оказывают положительный эффект.

         У детей с дизартрией позднее развитие речи, ограниченный речевой опыт приводят к недостаточному накоплению словаря. Большинство детей с расстройствами артикуляции часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их смежными по звуковому или ситуативному сходству: петля - дырка, ваза - кувшин, желудь - орех, гамак - сетка, рельсы - шпалы, наперсток – палец.

          Характерным для детей, страдающих дизартрией, является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводит к расхождению между активным и пассивным словарем.

         У детей, имеющих тяжелые расстройства артикуляционного аппарата, часто выявляется большой пассивный словарь. Они знают и могут показать на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, памятник, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и т п.); понять действия лиц, изображенных на картинке, показать предметы, окрашенные в различные цвета.

         Для детей-дизартриков характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка. В своей речи они часто опускают предлоги, недоговаривают окончания или неправильно их употребляют, не усваивают категорию числа, затрудняются в согласовании и управлении. Например: Кошка залезла клетку. Он сел лавка. Я иду в школу с портфель. Небо чистая.

         Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые данному ребенку, планирует логопед, Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществить в домашних условиях.

         Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэкономный, осуществляющийся одновременно через рот и нос. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.

         Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения;

   1.  Вдох - выдох носом.

  2. Вдох носом - выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно    зажать    нос пальцами).

   3. Вдох ртом - выдох носом.

    4.  Вдох и выдох ртом.

          Сначала нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить свободный, плавный удлиненный выдох через рот. После этого тренировать плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).

          При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, так как сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: к носовым ходам приставляется зеркало, ватка, полоски тонкой бумаги.

          Воспитанию активного выдоха так же способствуют следующие упражнения:

1. Дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной бумаги «занавеску».

2. Дуть на «флажок», сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатиков и т.п. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.

 4. Дуть на пластмассовые игрушки, плавающие воде.

 5. Дуть через трубочку в бутылку с водой.  Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

 6. Перекатывать шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением.

 7. Дуть   через   короткую   трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики. Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния до предметов, что требует более сильного выдоха.

8. Надувать резиновые    игрушки и шарики.

9. Играть   на   губных   инструментах.

          Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать; «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот». «У тебя получился длинный выдох через рот» и т. п.

           Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые из них, легко выполнимые в домашних условиях.

   Упражнения для губ и щек:

- Надувание губ и щек;

- Надувание щек попеременно;

- Втягивание щек в ротовую полость между зубами;

- Сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение, челюсти сомкнуты;

- Оскал - губы   сильно   растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов;

- Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте);

- Движение губ, сложенных «хоботком», влево-вправо;

- Вибрация губ («кучерской» звук);

- Удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

    Упражнения для нижней челюсти:

- Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами);

- Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их.  Прилагаемое им усилие постепенно увеличивается.

         Большого внимания требуют упражнения, направленные на развитие подвижности языка. Если язык ребенка движется плохо (не поднимается к верхним зубам, не отклоняется в стороны и т. д.), то используются рефлекторные (непроизвольные) движения.

    Упражнения для языка:

- Для выдвижения   языка - вперед к губам протягивается конфета; нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумаги, ребенок стремится ее сбросить ее языком;

- Для сокращения языка - положить кусочек сахара на кончик языка;

- Для выработки движений языка в сторону – положить кусочек сахара между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.

         В тех случаях, когда активные движения языка затруднены, используется пассивная гимнастика. Например, марлевой салфеткой взрослый захватывает язык ребенка и производит нужные движения: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево.

         Речевая активность ребенка зависит и от его общения с окружающими.

         Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия.

          Очень важно поддерживать первые попытки самостоятельной речи, поощрять самые невнятные слова, повторять их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

           Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый подбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.) и прячется за ширму или экран. Ребенок должен угадать, какая игрушка издает тот или иной звук.

           Можно использовать следующие игровые задания. Перед ребенком лежит картинка, изображающая различные фрукты. Дается задание - поднять руку, когда будет назван «лимон». Взрослый медленно произносит: яблоко, персик, груша, лимон.

           Перед ребенком раскладываются картинки, изображающие предметы, сходные по звучанию. Взрослый называет один из них. Ребенок должен показать нужную картинку. Например: петух - пастух, бабочка - бабушка, дудка - будка и др.

            У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем с мелкими.   Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Для этого на плотной бумаге подготавливаются контуры различных предметов, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на свое «место». Можно предложить ему распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зерен и др.) по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.

           Предлагаем следующие упражнения:

- На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

- Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочередно   приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение не сразу получается, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.

- Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары.

           Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.

- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы – по одному,   по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в  кулак).

- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

- Отстреливание ватного шарика, шашки и т. п. одним, двумя и четырьмя пальцами.

           Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:

- Раскрашивание   картинок;

- Точное обведение контуров предметов;

- Рисование простых предметов по проставленным точкам;

- Соединение данных точек линиями разного направления;

- Штрихование (используются цветные карандаши).

          Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.

Литература

  1. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 224 с.
  2. Филичева, Т.Б.  Дети с общим недоразвитие речи. Воспитание и обучение: учебно-методический пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном - Пресс», 2009. – 80 с.

     3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: ИРД ЛТД, 2008. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Составляющие развития связной речи у детей с ОВЗ, обучающихся в школе 3-4 вида"

Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) связана в большей степени с повышением требований к интеллектуальному развитию детей вследствие усложнения требований ...

Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

Обследование речи детей, страдающих дизартрией.

Дизартрия – это нарушение  произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата....

Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"

Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией....