Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса
статья по логопедии (4 класс)

Смирнова Людмила Васильевна

  Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с интеллектуальными нарушениями связаны и обусловлены сформированностью базовых учебных действий, которые формируются и на занятиях учителя – логопеда с использованием технического и дидактического оборудования.  Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с интеллектуальными нарушениями связаны и обусловлены сформированностью базовых учебных действий, которые формируются и на занятиях учителя – логопеда с использованием технического и дидактического оборудования.

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ped_forum_lingvodidakticheskiy_formirovanie_bud.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на  логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса

Смирнова Людмила Васильевна

                                                        учитель – логопед высшей категории      

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат»

Аннотация.

  Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с интеллектуальными нарушениями связаны и обусловлены сформированностью базовых учебных действий, которые формируются и на занятиях учителя – логопеда с использованием технического и дидактического оборудования.

Ключевые слова: базовые учебные действия, внеурочная деятельность, личностные и предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), лингводидактические средства обучения.

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеурочных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в  формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности  развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

В коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы педагогической коррекции:

- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;

- специальные приемы организации обучения;

- логические приемы переработки учебной информации;

- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Данные приемы коррекционной работы обеспечивают процесс  формирования БУД. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Деятельность учителя – логопеда направлена на формирование и коррекцию системного недоразвития речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В коррекционные программы учителя – логопеда включается раздел «Формирование базовых учебных действий».  

Результатами освоения логопедических программ является  формирование базовых учебных действий (БУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Базовыми личностными результатами формирования речевых навыков по программе являются следующие умения:

-сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;

-сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи. 

 Базовые   регулятивные умения:

- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

- уметь пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

- работать с учебными принадлежностями и уметь организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Базовые   познавательные умения:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ),

предъявленные на бумажных и электронных носителях).

 Базовые    коммуникативные умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.

В коррекционной логопедической работе активно используются технические средства обучения: мультимедийная программа «Дельфа», оборудование «Лингводидактический комплекс» - лингводидактические средства обучения (ЛДСО). Материалы этого пособия используются в комплексной речевой работе: пособия для развития мелкой моторики, пособие «Лото  настроения», материалы комплекта «Речь и речевое общение»: лото - пособие «Где они?», раздаточные сюжетные карточки для развития фразовой и связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа, для формирования моделей поведения используются коммуникативные игрушки.  

Речевая коррекционная работа с использованием лингводидактических средств обучения  (ЛДСО) проводится с целью:

 учить понимать и разыгрывать речевые ситуации, формировать спонтанную связную устную речь,  диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и коррекции речи.

Задачи:

  1. Развитие зрительно- пространственного, временного восприятия.
  2. Формирование ритмико – интонационной стороны речи.
  3. Усвоение образование  предложений с предложно – падежной конструкцией, логической организации речевой деятельности.
  4. Формирование умений диалогической речи, умений по составлению связных монологических высказываний.
  5. Формирование у обучающихся понимания на доступном уровне ролевых функций, социального поведения.

Методический аппарат лингводидактического комплекта

«Речь и речевое общение» вместе с заданиями и упражнениями способствует  формированию:

-логического мышления;

- способности к анализу;

- воображения.

пространственно – временного восприятия;

коммуникативных умений.

Воспитывает:

- эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и обучении;

-умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.

Обучает:

- использованию языковых структур в конкретных ситуациях повседневной жизни;

-Пониманию оттенков значений действий, выраженных приставочными глаголами;

-навыкам образования притяжательных прилагательных;

- словам с противоположными значениями;

- значениям новых слов.

При работе с ЛДСО формируются следующие базовые учебные действия:

Базовые личностные умения:

-сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;

-сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи. 

Базовые   регулятивные умения:

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Базовые   познавательные умения:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях);

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.

 Базовые    коммуникативные умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с детьми и взрослыми;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

  1. Набор по развитию ритмико – интонационной стороны речи – модель

«Лото настроений».

Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, повествовательной интонации. Именно это умение необходимо ребёнку при построении связного высказывания разных типов – повествования, описания, рассуждения, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.

  1. Лото - пособие «Где они?». С помощью комплекта можно организовать

игры, объединённые общим названием «ГДЕ ОНИ?». 

Цель: Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Способствует организации обучения направлениям в пространстве, закреплению слов, обозначающих пространственное положение: наверху, внизу, над, под, сзади, перед, слева, справа, внутри, снаружи.

Игра №1.

Психолого – педагогические задачи игры:

-Обучение направлениям в пространстве,

- закрепление слов – обозначение пространственного положения.

Ход игры:

Вариант 1.

Мы помещаем домик в такое место, где его могут видеть все ученики.

Раздаём карточки ученикам, учитель ставит животных в определенных положениях и ученик, который имеет на своей карточке соответствующую картинку, кладёт на эту картинку жетон.

Вариант 2 .

На карточках с синей рамкой отрабатываются направления противоположностей: наверху – внизу. Спереди – сзади, слева – справа, с одной стороны – с другой стороны, внутри – снаружи.

Игра 2.

Психолого – педагогические задачи игры:

  • Ориентировка в следующих пространственных положениях: над, под, на, наверху.

Ход игры: На картинках изображены 2 вида животных – кошка и собака.

На каждой картинке они появляются в различных комбинациях - мы

получаем 42 различных варианта.

Преподаватель раздаёт карточки и говорит, какой стороной к себе они должны положить  их на парту. В зависимости от цвета рамки, преподаватель или ученик должен выбрать соответствующий рисунок и отработать с ним пространственные понятия, помещая животных в различные положениях по отношению к домику и громко сообщить имя животного и его положение.

  1. Работа с сериями сюжетных картинок.

 Использование картинок серий ЛДСО «Речь и речевое развитие» облегчает запоминание и воспроизведение рассказа.

Отрабатывается:

- последовательность событий

- причинно – следственные связи

- переставить картинки – восстанови порядок

- закончи рассказ

- сделать вывод или дать оценку поступкам, поведению героев

- придумать название рассказа

- по плану разложить картинки

Работа с сериями картинок способствует усвоению конструкций предложения, улучшает логическую организацию речи. Игровой характер картинок нравится детям, которые разыгрывают речевые ситуации, что приводит  к развитию спонтанной речи и интонации.

  1. Работа с комплектами «Коммуникативные игрушки».

Целью использования коммуникативных игрушек является:

- развитие коммуникативных навыков и культуры речевого поведения;

- развитие устной речевой деятельности.

Цель комплекта:

Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

- коммуникационные и лингвистические стороны устной речевой деятельности;

- эмоционально – нравственные основы поведения.

Задачи комплекта:

Формирование и развитие:

- необходимого уровня монологической и диалогической речи;

- словарного запаса;

- умений общаться со сверстниками и взрослыми.

Структурной единицей комплекта является демонстрационная тактильная игрушка – коммуникативная игрушка.

Содержанием игр могут служить доступные детям сценки, взятые из их повседневной жизни. Общаясь с куклами, дети приучаются передавать в развёрнутой  связной речевой форме свои ощущения и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними.  

Коммуникативная игрушка – посредник в общении между детьми. Используются игры с правилами, элементы сюжетно – ролевых игр: «В лесу», «Как мы ходили в цирк», «Встреча», «Мы в театре» - с использованием кукол – бибабо.

Комплект коммуникативных игрушек «Народы мира» - представители различных народов, фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - приобщение  к национальной культуре. Детям полезно дать элементы этнографических представлений, используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей. Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним. Набор состоит из:

- африканской семьи (мать, отец, сын, дочь);

- европейской семьи;

- азиатской семьи;

- южно – американской семьи.

- Модель «Фигурки инвалидов: люди с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на то, что каждый вид нарушений психофизического развития (дети с ОВЗ) имеет свои специфические особенности, для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приёму и переработке информации. Именно по этой причине дети  с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают трудности при обучении, формировании базовых учебных действий. Возникает потребность в использовании специального оборудования и средствах обучения. Комплект лингводидактических средств обучения (ЛДСО) обеспечивает и вносит разнообразие в процесс обучения, воспитания, формирования и коррекции речи.

Библиографический список.

  1. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Коноваленко С.В. М.: Изд –  во   «Гном и Д», 2009.    
  2. Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста (0 -1 класс)  с множественными проблемами в развитии // Коррекционная педагогика. – 2006. - №5.
  3. Методические рекомендации к использованию лингводидактического комплекса. Коростелёв Б.А., Тер – Григорьянц Р.Г., Тихонова М.Ю. М.: Редакционно – издательский центр, 2015.
  4. Общение. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Ярославль: «Академия развития», «Академия холдинг», 2010.
  5. Обучение особых детей общению. Феррои Л.М., Панюшева Т.Д. // Аутизм и нарушения   развития. – 2009. - № 4.
  6. Обучение детей с аутизмом социально – бытовой ориентировке. Соломахина Е.А., Острейкова И.А. //Аутизм и нарушения развития. -2010.- №1(28). – с.11-20.
  7. Развиваем связную речь. Бортникова Е. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.
  8. Учим ребёнка говорить: здоровьесберегающие технологии. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н. Творческий центр «Сфера», М.,А 2012.
  9. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Мамаева А.В. Красноярск, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования базовых учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе.

Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и свер...

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.

В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....

«Формирование базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта»

«Формирование базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта»...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...