конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

секреты родственных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родственные слова111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

3 класс

Тема:

 Логопедическая «Секреты родственных слов»

 Грамматическая: «Родственные слова»

Лексическая: «Зима»

Цель: Совершенствовать умения определять общий смысл в родственных словах и выделять корень.

Задачи:

  • Коррекционные - образовательные

Развитие грамматических навыков

Развитие навыков словообразования

Обогащение пассивного и активного словаря

Чтение слов, словосочетаний, предложений

Развитие психических функций: мышления, внимания, памяти

  • Развивающие

Развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи;

способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.

  • Воспитательные

Развить любознательность

 Воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу при работе в паре или команде.

Оборудование урока:

  1. Демонстрационные карточки
  2. Презентация к уроку.

Планируемые результаты – предметные: совершенствовать умения определять общий смысл в родственных словах и выделять корень слова; метапредметные: понимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; личностные: увеличение словарного запаса посредством изучения нового материала, повышение уровня грамотности, развитие связной речи.

Используемые педагогические технологии: (ЭОР, группового обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающего обучения- развитие зрительного внимания, гимнастика для глаз, игра, развитие мелкой моторики)

Содержание занятия

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

1. Организационный момент

- Какой день недели? Месяц? Время года?

Отвечают

1мин

2. Актуализация знаний:

Развитие психических функций

Загадки:

 

Прочитайте слова. из которых убежали гласные буквы:

в_д_н_й      -   (О, Я, О)

в_д_чк_      -    (О, И, А)

в_дн_й         -   (О, Ы)

в_д_ _м        -   (О, О, Ё)

в_д_п_д       -  (О,О,А)

Как называются эти слова?

Дети читают и отгадывают

Читают – водяной ....

Родственные – одинаковый корень и смысл.

Карточки

1.Меня пьют, меня льют,

всем нужная, кто я такая?

 2.В речках к морю тороплюсь,

 я из крана струйкой льюсь,

в стужу лютую тверда,

называюсь я ….

3. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зеленая.

2мин

2мин

Релаксация

Упражнения для глаз:

 « Снежинка»

Дети следят глазами за снежинкой, которая движется в разных направлениях.

1мин

3.Этап

 Основной.

активная работа с текстом

Материал по теме

Что происходит с водой зимой?

Добавьте второе слово

дождь-лужа

снег - ……

лист – листопад

снег  - …………. (снегопад)

В каком состоянии может быть вода?

Когда бывает лед и снег?

Когда наступает зима?

Как меняется погода в декабре?

Назовите зимующих птиц. Чем питаются птицы зимой? Прочитай текст

Беседа по тексту по вопросам.

1.О ком рассказ?

2. Чем питаются зимующие птицы зимой?

3. Как люди могут помочь пернатым друзьям?

Она замерзает.

Отвечают: пар, лед, снег

Семенами,  ягодами, крошками хлеба или семечками.

 (Приложение).

дождь-лужа

снег - ……( сугроб)

лист – листопад

снег  - ………….(снегопад)

Картинки.

Слайд – зимующие птицы.

Карточка:

Наступили морозы. В парках можно увидеть снегирей, свиристелей и синиц. Вот на деревьях сидят  щеглы. Они клюют семена березы и ольхи. Красногрудые снегири уселись на рябине и клюют ягоды. Эти птички любят холод. Постоянное движение спасает их от замерзания. И всё же птицам нужно помогать.

7 мин

3.1 Словарная работа по теме урока

Работа со словами:

Образуйте прилагательные от существительных:

снег –  туча ( какая?)

лед – горка ( какая?)

мороз – погода ( какая?)

Работа со словами:

 

Карточка

снеговая

ледяная

морозная

Карточка:

Однокоренные слова обведи:

Метель, заморозки, мороженое, вьюга, морозилка, иней, замороженный, снегопад, обморозиться, пороша, гололед, буран, мороз, пурга.

5 мин

Динамическая пауза

Игра « Снежки» - ловим снежок в том случае, если слова относятся к теме ЗИМА

1мин

Словарная работа по теме урока

Отделите слова друг от друга.

Проверка.

Какие это слова?

Дети работают индивидуально

Родственные – одинаковый корень и смысл.

Раздаточный материал снежокснежинкаснеговаяснегоходснегокат

снеговикзаснеженныеснегурочка

3 мин

4. Этап «РЕФЛЕКСИИ»

-Отгадайте по описанию. Что это?

Легкие, пушистые, ажурные,серебристые, нежные

Белый, липкий, мягкий, сверкающий.

Прозрачный, голубой, крепкий, скользкий

Это снежинки

Это снег

Это лед

Слайд.

 

2 мин

4.1 Соотнесение старых и новых представлений;

Запишите родственные слова, которые спрятались среди букв

Составьте предложения и запишите их.

Проверка.

прочти название города, где можно побывать в гостях у Снегурочки

Дети читают предложения

втрпснежинкалндпшмсмтктпвснежоктпр

трпвпснеговикпрсанкивсаорпнснеговаят

тпрснегурочкапкрвтимутпрвптснежкилм

кормпсвдлнпснежнаякрепостьстледяная

К,с,т,р,м (о,о,а)

10 мин

4.2 Обобщение изученного материала;

Закрепление материала в письменных упражнениях

Карточки

Измени слова по образцу:

Лед – ледяной              

Стужа –

Снег –                            

Январь –

Мороз –                            

 Пух –

Вьюга -                            

Беляк -

7 мин

5.  Итог урока

Какие слова называются родственными? Приведите примеры.

1 мин

5.1 Домашнее задание

Кто умеет, можете вырезать снежинку.

Выучите скороговорку.

Развитие мелкой моторики.

«Зимним утром от мороза на заре звенят березы».

1 мин

5.2 Самооценка работы

 Оцените свою работу на уроке.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...